Конспект урока русского языка 2 класс на тему "Глагол. Роль глаголов в нашей жизни"

Цель урока: создать условия для формирования знакомства с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.

Задачи урока:

  • создание условий для формулирования цели и задач урока;
  • содействовать осознанию восприятия через выполнение учащимися упражнений;
  • организовать рефлексивную деятельность учащихся.

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование к учебной деятельности

 

 

 

 

 

 

Проверка домашнего задания

Создание положительного настроя на урок.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте улыбнёмся с вами другдругу и подарим хорошее настроение.

Выборочно опросить

Опрос учащихся по теме «Имена существительные»

1. В каком числе употребляется имя существительное? 

2. Могут ли существительные меняться по числам? 

3.  Приведите пример

Подготовка рабочего места.

 

Имя существительное употребляется в единственном и множественном числе.

 

Да. 

 

Книга - книги; машина - машины; письмо - письма.

Актуализация знаний

- Открываем свои тетради. Записываем число. Сегодня у нас  Семнадцатое марта. Ниже пишем: Классная работа

Теперь мы с вами перейдём к словарной работе.

Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель.

А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов

в тетради с их написанием на слайде. Меняемся тетрадями.

Возвращаем соседу тетрадь. 

У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, одна-две ошибки, три и более? 

Записывают число. 

 

 

Словарная работа: Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель.

 

 

Взаимопроверка

Выявление места и причины затруднения

- Посмотрите на слова. Найдите лишнее. 

Почему оно лишнее? 

Как определили, что эти слова – существительные?

Что вы знаете об имени существительном? 

- У нас осталось слово, но мы не знаем, что это за слово. Чтобы это узнать, нам поможет филворд. Помните, как правильно его надо разгадывать?

Работаем в группах. 

Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово:

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице,
А повсюду славятся.

- Ищем второе слово:

Кто спешит так рано в школу?
Все спешат ученики!
Что несут они в портфелях?
Книги, ручки, дневники.
Как вы сделали открытие
Это удивительное?
Помогло нам всем ответить
Имя…

- Следующее слово:

Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить.

(Она бывает письменная и устная).

- Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв?

- Значит наше слово шёл – это …

 

Лишнее слово - шёл. 

Потому что все остальные слова- существительные, а слово шёл не является существительным.

Они отвечают на вопрос – Кто? Что?

Имя существительное это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Может быть одушевлённым, неодушевлённым, собственным, нарицательным. Число может быть единственное или множественное. Род - мужской, женский или средний. 

Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. 

Алфавит. 

Существительное.  

Речь. 

Глагол.

Целеполагание

 

 

Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке? 

Как вы думаете, какая у нас тема урока? 

- Правильно. А какую цель мы с вами можем поставить? 

- Молодцы! 

- Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись.

- Повторить…

- Научиться…

О глаголе.

Глагол. 

Познакомиться с частью речи – глаголом, его отличительными признаками. 

Повторить пройденные темы

Научиться видеть глаголы в речи, составлять предложения с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Реализация построенного проекта 

 

 

 

 

Физминутка

- Предлагаю вам послушать отрывок из текста «Удивительные глаголы».

       Удивительные глаголы

Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название?

Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных.

- Итак, делаем вывод, что такое глагол?

- Если глагол по частоте употребления занимает 2 место, значит, мы можем сделать какой вывод?

- Почему? 

- Правильно, молодцы! 

- Открываем учебники на странице 68. Обратим внимание на правило( Один ученик  читает  в слух) 

- Понятно что такое глагол? 

- Давайте выполнил с вами упражнение номер 118. Один ученик у доски. 

- А сейчас мы немного отдохнём. 

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик,

Раз- сюда, два- туда,

Повернись вокруг себя.

Раз - присели, два - привстали,

Руки к верху все поняли.

Потянулись - потянулись и до

солнышка достали.

Слушают учителя. 

 

Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? и др.) 

 

Без глаголов в речи мы не можем обойтись.

 

Речь будет непонятной и не красивой.

 

Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что будет делать?, называются глаголами.

 

Да.

 

Птицы зачирикали.
Лошади заржали.
Мухи зажужжали.
Лягушки квакают.
А утята крякают.
Поросята хрюкают (К.Чуковский «Путаница»)

Что делают? - квакают, крякают, хрюкают.
Что сделали? - зачирикали, заржали, зажужжали.

Это глаголы. 

Выполняют упражнения, повторяя за учителем.

Первичное закрепление знаний

- Выполним упражнение № 119.

 

Чирикают, лает, сверкнула, прогремел, светит, учиться, моросит, играли, зазеленела, сияло, разговаривают, читали, работать.

Это слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на глагольные вопросы. 

Самостоятельная работа

- А сейчас выполните самостоятельную работу. Нужно вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы.

(На экране показана самостоятельная работа.)

Ж…вые звуки

Пришла м…розная з…ма. В л…су тихо. Спят д…рев…я. На сугробах вижу тени от с…сны. Вдруг слышу ж…вые звуки. Застуч…л пёстрый дят…л. Серый ря…чик упал с ве…ки. Белка ест спелые ш…шки. На кр…ю леса кр…ч…т сойки. 

- Посмотрите на доску, у  кого нет ошибок, поставьте себе карандашиком 5, у кого 2-3 оценку 4

 

 

 

 

 

Живые звуки

Пришла морозная зима. В лесу тихо. Спят деревья. На сугробах вижу тени от сосны. Вдруг слышу живые звуки. Застучал пёстрый дятел. Серый рябчик упал с ветки. Белка ест спелые шишки. На краю леса кричат сойки.

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

С какой частью речи мы познакомились на уроке? 

- Что обозначает глагол? 

- На какие вопросы отвечает?

Глагол. 

Действие предмета. 

Что делает? Что делают? Что сделал? И т.д.

Рефлексия. Итог урока

Организация анализа деятельности учащихся. 

Запишите домашнее задание. Упражнение номер 121. Нужно прочитать текст и озаглавить его. Списать второе предложение и подчеркнуть в  нём главные члены. Всё ли вам понятно?

Анализ собственной деятельности. 

 

Записывают домашнее задание.

 

Да.

Размер:
84.75 Kb
Скачали:
3