Цель урока: создать условия для формирования знакомства с частью речи – глаголом, его отличительными признаками.
Задачи урока:
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивирование к учебной деятельности
Проверка домашнего задания |
Создание положительного настроя на урок. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Наталия Сергеевна, сегодня я проведу у вас урок русского языка. Давайте улыбнёмся с вами другдругу и подарим хорошее настроение. Выборочно опросить Опрос учащихся по теме «Имена существительные» 1. В каком числе употребляется имя существительное? 2. Могут ли существительные меняться по числам? 3. Приведите пример |
Подготовка рабочего места.
Имя существительное употребляется в единственном и множественном числе.
Да.
Книга - книги; машина - машины; письмо - письма. |
Актуализация знаний |
- Открываем свои тетради. Записываем число. Сегодня у нас Семнадцатое марта. Ниже пишем: Классная работа Теперь мы с вами перейдём к словарной работе. Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель. А сейчас проверьте работы, сверив написание словарных слов в тетради с их написанием на слайде. Меняемся тетрадями. - Возвращаем соседу тетрадь. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки, одна-две ошибки, три и более? |
Записывают число.
Словарная работа: Девочка, медведь, ветер, мороз, ученик, шёл, завод, метель.
Взаимопроверка |
Выявление места и причины затруднения |
- Посмотрите на слова. Найдите лишнее. Почему оно лишнее? Как определили, что эти слова – существительные? Что вы знаете об имени существительном? - У нас осталось слово, но мы не знаем, что это за слово. Чтобы это узнать, нам поможет филворд. Помните, как правильно его надо разгадывать? Работаем в группах. Итак, ищем и вычеркиваем в таблице первое слово: Тридцать три родных сестрицы, - Ищем второе слово: Кто спешит так рано в школу? - Следующее слово: Она помогает людям понимать друг друга, много знать и дружно жить. (Она бывает письменная и устная). - Какое слово составили и прочитали из оставшихся букв? - Значит наше слово шёл – это …
|
Лишнее слово - шёл. Потому что все остальные слова- существительные, а слово шёл не является существительным. Они отвечают на вопрос – Кто? Что? Имя существительное это часть речи, которая обозначает предметы, явления природы или события и отвечает на вопросы кто? или что? Может быть одушевлённым, неодушевлённым, собственным, нарицательным. Число может быть единственное или множественное. Род - мужской, женский или средний. Слова в филвордах могут читаться вверх, вниз, вправо и влево, но не пересекаться. Алфавит. Существительное. Речь. Глагол. |
Целеполагание
|
- Ребята, о чём сегодня будем говорить на уроке? Как вы думаете, какая у нас тема урока? - Правильно. А какую цель мы с вами можем поставить? - Молодцы! - Отталкиваясь от темы урока, сформулируйте задачи урока. Используйте для этого запись. - Повторить… - Научиться… |
О глаголе. Глагол. Познакомиться с частью речи – глаголом, его отличительными признаками. Повторить пройденные темы Научиться видеть глаголы в речи, составлять предложения с глаголами; анализировать, делать выводы, сравнивать. |
Реализация построенного проекта
Физминутка |
- Предлагаю вам послушать отрывок из текста «Удивительные глаголы». Удивительные глаголы Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Задумывались ли вы о том, почему у этой части речи такое название? Оказывается, в древнерусском языке было слово глаголить – говорить. А часть речи, которая обозначает действие предмета, назвали глаголом, ведь она рассказывает, «глаголит» о предмете: что он делает, что делал или что будет делать. По частоте употребления эта часть речи занимает второе место после имён существительных. - Итак, делаем вывод, что такое глагол? - Если глагол по частоте употребления занимает 2 место, значит, мы можем сделать какой вывод? - Почему? - Правильно, молодцы! - Открываем учебники на странице 68. Обратим внимание на правило( Один ученик читает в слух) - Понятно что такое глагол? - Давайте выполнил с вами упражнение номер 118. Один ученик у доски. - А сейчас мы немного отдохнём. Мы ногами топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг, Мы плечами чик-чик, Раз- сюда, два- туда, Повернись вокруг себя. Раз - присели, два - привстали, Руки к верху все поняли. Потянулись - потянулись и до солнышка достали. |
Слушают учителя.
Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать? что сделал? что делал? и др.)
Без глаголов в речи мы не можем обойтись.
Речь будет непонятной и не красивой.
Слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? Что делал? Что будет делать?, называются глаголами.
Да.
Птицы зачирикали. Что делают? - квакают, крякают, хрюкают. Это глаголы. Выполняют упражнения, повторяя за учителем. |
Первичное закрепление знаний |
- Выполним упражнение № 119.
|
Чирикают, лает, сверкнула, прогремел, светит, учиться, моросит, играли, зазеленела, сияло, разговаривают, читали, работать. Это слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на глагольные вопросы. |
Самостоятельная работа |
- А сейчас выполните самостоятельную работу. Нужно вставить пропущенные буквы и подчеркнуть глаголы. (На экране показана самостоятельная работа.) Ж…вые звуки Пришла м…розная з…ма. В л…су тихо. Спят д…рев…я. На сугробах вижу тени от с…сны. Вдруг слышу ж…вые звуки. Застуч…л пёстрый дят…л. Серый ря…чик упал с ве…ки. Белка ест спелые ш…шки. На кр…ю леса кр…ч…т сойки. - Посмотрите на доску, у кого нет ошибок, поставьте себе карандашиком 5, у кого 2-3 оценку 4 |
Живые звуки Пришла морозная зима. В лесу тихо. Спят деревья. На сугробах вижу тени от сосны. Вдруг слышу живые звуки. Застучал пёстрый дятел. Серый рябчик упал с ветки. Белка ест спелые шишки. На краю леса кричат сойки.
|
Включение в систему знаний и повторение |
- С какой частью речи мы познакомились на уроке? - Что обозначает глагол? - На какие вопросы отвечает? |
Глагол. Действие предмета. Что делает? Что делают? Что сделал? И т.д. |
Рефлексия. Итог урока |
Организация анализа деятельности учащихся. Запишите домашнее задание. Упражнение номер 121. Нужно прочитать текст и озаглавить его. Списать второе предложение и подчеркнуть в нём главные члены. Всё ли вам понятно? |
Анализ собственной деятельности.
Записывают домашнее задание.
Да. |