Приемы рефлексивной деятельности для использования на уроках

Данная методическая разработка содержит основные приемы рефлексивной деятельности обучающихся на уроке и будет полезна педагогам при составлении и планировании урока на этапе рефлексии.

Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. Ребенку - систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.

Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС. Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами

Приемы рефлексивной деятельности

Рефлексия "Смайлик настроения"

По итогам урока дети оценивают свою деятельность на уроке и поднимают соответствующий смайлик.

Рефлексия "Смайлик настроения"Рефлексия "Смайлик настроения"

Рефлексия "Мишень"

1 способ

Дети на доске заполняют "рефлексивную мишень", оценивая

  1. свою деятельность;
  2. деятельность учителя;
  3. деятельность учащихся и др.

В каждом из секторов записываются параметры-вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Участники "стреляют" в мишень, делая отмету "+". Отметка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник низко оценивает результаты, то он "стреляет" ближе 0, а если высоко в 10.

После всех "выстрелов" мишень вывешивается на общее обозрение и проводится ее анализ.

Рефлексия "Мишень"Рефлексия "Мишень"

2 способ

Ребята заполняют "рефлексивную мишень", отвечая на вопрос и приклеивают свою фишку в ту область, которая больше всего ему подходит по итогам урока и чем ближе в центру, тем более лучше это у него получилось.

Синквейн

Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила составления синквейна подводят итог урока:

  • 1 строка – одно существительное, выражающее тематику урока;
  • 2 строка – два прилагательных, выражающих главную урока;
  • 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы;
  • 4 строка – фраза, несущая определенный смысл;
  • 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

СинквейнСинквейн

Рефлексия "Незаконченные предложения"

На экране показаны незаконченные предложения в форме клише, ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише.

Продолжите предложение:

  • Сегодня на уроке я…
  • Я встретился с трудностью при…
  • У меня хорошо получилось…
  • Мне это необходимо для…

Рефлексия "Острова"

На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.

Рефлексия "Острова"Рефлексия "Острова"

Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.

Рефлексия "Млечный путь"

Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:

  • красный – не доволен, сделал не все, что мог;
  • желтый – мог бы лучше;
  • зеленый – сделал все, что в моих силах для успеха.

Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.

Рефлексия "Светофор"

Учащимся предлагается выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.

  • Красный – я активно работала на уроке, поэтому у меня все получилось.
  • Желтый – у меня не все получилось, но в целом с работой справилась.
  • Зеленый – мне было неинтересно работать на уроке, у меня ничего не получилось.

Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока.

Рефлексия "SMSка учителю"

Учащимся предлагается отправить учителю "SMSку" с использованием рисунков-смайликов.

Смайлики:

  • улыбка - хорошо работал, доволен собой;
  • нейтральное лицо - хорошо работал, но умею еще лучше;
  • унылое лицо - работа не получилась, не доволен собой.

Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на "мобильный телефон".

Рефлексия "Ресторан"

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:

  • Я съел бы еще этого…
  • Больше всего мне понравилось…
  • Я почти переварил…
  • Я переел…
  • Пожалуйста, добавьте…

Рефлексия "Ладошки"

Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение:

  • на большом пальце, что было важным и интересным;
  • на указательном – что я научился делать;
  • на среднем – с чем надо разобраться;
  • на безымянном – что я вообще не понял;
  • на мизинце - чего мне не хватило.

Рефлексия "Поляна"

На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. (проверка домашнего задания, работа с задачей, физминутка, и т.д.)

Рефлексия "Поляна"Рефлексия "Поляна"

У каждого ребенка – бабочка. Учащимся предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

Рефлексия "Паутинка"

Учащимся предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: "Сегодня на уроке мне удалось:

  • узнать…
  • понять…
  • научиться…
  • применять…
  • использовать…
  • я чувствую…
  • я хочу для себя…

- могу помочь сделать другим….

Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.

Рефлексия "Три М"

Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.

Размер:
256.26 Kb
Скачали:
20

Метки к статье: обмен опытом