Данная методическая разработка содержит основные приемы рефлексивной деятельности обучающихся на уроке и будет полезна педагогам при составлении и планировании урока на этапе рефлексии.
Рефлексия в конце урока помогает учителю определять эффективность своей работы и степень усвоения материала классом. Ребенку - систематизировать полученные знания и сравнивать собственные успехи с достижениями одноклассников.
Рефлексия является обязательным требованием по ФГОС. Учитель в ней выполняет роль организатора, ученики выступают главными действующими лицами
По итогам урока дети оценивают свою деятельность на уроке и поднимают соответствующий смайлик.
1 способ
Дети на доске заполняют "рефлексивную мишень", оценивая
В каждом из секторов записываются параметры-вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия. Участники "стреляют" в мишень, делая отмету "+". Отметка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник низко оценивает результаты, то он "стреляет" ближе 0, а если высоко в 10.
После всех "выстрелов" мишень вывешивается на общее обозрение и проводится ее анализ.
2 способ
Ребята заполняют "рефлексивную мишень", отвечая на вопрос и приклеивают свою фишку в ту область, которая больше всего ему подходит по итогам урока и чем ближе в центру, тем более лучше это у него получилось.
Учащиеся в конце урока соблюдая следующие правила составления синквейна подводят итог урока:
На экране показаны незаконченные предложения в форме клише, ученикам по очереди необходимо ответить на вопросы, приведем несколько вариантов подобных клише.
Продолжите предложение:
На большом листе бумаги рисуется карта с изображением эмоциональных "островов": о. Радости, о. Грусти, о. Недоумения, о. Тревоги, о. Ожидания, о. Просветления, о. Воодушевления, о. Удовольствия, о. Наслаждения.
Карта островов вывешивается на доске и ученики выходят к карте и маркером рисуют или крепят свой кораблик в соответствующем районе карты, который отражает душевное, эмоционально-чувственное состояние после урока или в конце дня, или в конце недели.
Учащимся предлагается оценить свой вклад в урок. На плакате изображено звездное небо. Например, каждый оценивает свой вклад в работу группы:
Звездочки наклеиваются на плакат, затем идет обсуждение. На доске появляется наглядный итог урока.
Учащимся предлагается выбрать цвет сигнала светофора, соответствующий предложенным критериям: красный, желтый, зеленый.
Таким образом, получается цветная картинка, отражающая оценку урока.
Учащимся предлагается отправить учителю "SMSку" с использованием рисунков-смайликов.
Смайлики:
Учащиеся выбирают смайлик, соответствующий его работе на уроке и приклеивают его на "мобильный телефон".
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
Учащиеся обводят свою ладошку. Каждый палец имеет свое значение:
На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока. (проверка домашнего задания, работа с задачей, физминутка, и т.д.)
У каждого ребенка – бабочка. Учащимся предлагается прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.
Учащимся предлагается подвести итоги урока. Ученики встают в круг и передают друг другу клубок ниток, так, чтобы все взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями: "Сегодня на уроке мне удалось:
- могу помочь сделать другим….
Когда клубок возвращается к учителю, ученики натягивают нить, получается паутинка, закрывают глаза, представляя, что они составляют единое целое, что каждый из них важен и значим в этом целом.
Обучающимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.