Системно-деятельностный подход подразумевает совместную работу учителя и ученика, то есть ученик это не объект, а субъект учебного процесса. Позиция учителя не с ответом, а с вопросом.
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные задачи, цели, проектировать пути их реализации, контролировать.
Учебная деятельность становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.
Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
УУД составляют психолого-педагогическую и инструментальную основы формирования способности и готовности к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Универсальные учебные действия - это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях
В данной статье мы рассмотрим формирование регулятивных УУД на уроках английского языка. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности, т.е их формирование происходит на каждом этапе урока. К ним относятся:
Рассмотрим формирование регулятивных УУД на примере конкретного урока английского языка по теме "Школьная жизнь" в 7 классе. На данном уроке будут изучаться школьные наказания в Великобритании и России.
На этапе целеполагания учитель предлагает учащимся прочитать заголовок текста "Школьные наказания", который выдала им, и определить тему урока, а затем вывести учебную задачу, зачем изучать эту тему.
За данным этапом следуют этапы планирования, на котором учащиеся определяют последовательность своих действий, чтобы достичь цели урока: прочитать текст, выписать новые слова, выполнить лексико-грамматические упражнения и прогнозирования, получится ли достичь цели после выполнения всех упражнений, и что они узнают в итоге.
Контроль является одним из важных этапов урока, на котором учитель и ученики могут оценить уровень усвоения материала. На данном уроке повторяется тема "страдательный залог" в контексте и с лексическими единицами общей темы урока, и учащимся предлагается выполнить тест на усвоение материала, после которого они выполняют самопроверку. Таким образом, всем участникам процесса становится понятно, достигается ли цель урока.
После сделанных выводов учениками и учителем осуществляется коррекция, какие действия предпринять, чтобы материал усваивался лучше. Затем идет этап оценки и рефлексии, который учитель проводит в форме вопросов: была ли информация интересной или скучной, что нового узнали на уроке, возникли ли трудности в усвоении материала.
Таким образом, учащиеся оценивают свою работу на уроке, и определяют достигли ли они цели, которую поставили в начале урока.
В заключении отмечу, что регулятивные УУД будут развиваться на каждом уроке построенном в логике системно-деятельностного подхода.