Применение электронных образовательных ресурсов в процессе преподавания ОБЖ

Сегодня идет становление новой системы образования, базирующейся на информатизации процесса обучения.

Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса.

В современном обществе возросло значение умственного труда, направленного на использование информационных ресурсов. Важное значение имеет возможность доступа к максимально большим объемам информации, способность быстро отбирать необходимые знания и усваивать их. Но ученик должен выносить из школы не просто определенный объем знаний, а умение учиться. Сейчас выигрывает тот учитель, который не только может дать базовые знания учащимся, но и направить их действия на самостоятельное освоение знаний.

Все дети индивидуальны, по-разному осваивают новые знания. Учителю было трудно найти индивидуальный подход к каждому ученику. Однако теперь, благодаря электронным образовательным ресурсам, появилась возможность преподносить новую информацию таким образом, чтобы удовлетворить индивидуальные запросы каждого обучающегося. Всем известно, что информационные технологии способны сделать процесс обучения более интересным, отвечающим реалиям сегодняшнего дня.

Одним из достоинств применения электронных образовательных ресурсов в обучении считается повышение мотивации учения. Источник мотивации - занимательность, и возможности информационных технологий здесь поистине неисчерпаемы. Поэтому основная задача заключается в том, чтобы занимательность не стала превалирующим фактором в использовании компьютера, не препятствовала достижению учебных целей.

Модернизация образования требует сегодня от педагога, чтобы он мог подготовить и провести урок с использованием ИКТ. Такой урок нагляден, красочен, информативен, интерактивен, экономит время учителя и ученика. Он позволяет ученику работать в своем темпе, а учителю дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

В помощь педагогам и обучающимся создаются электронные образовательные ресурсы, которые размещаются в сети Интернет, на CD дисках. Электронные образовательные ресурсы могут быть представлены в форме цифровой фотографии, видеофрагмента, статической и динамической модели, объектов виртуальной реальности и интерактивного моделирования, картографических материалов, звукозаписи, символьных объектов, текстовых документов и иных учебных материалов, необходимых для организации уроков. Таким образом, задействуются все виды восприятия, а, следовательно, закладываются основы мышления и практической деятельности ребенка.

Способы применения ЭОР на уроках ОБЖ различны:

  • подготовка печатных раздаточных материалов (контрольные, самостоятельные работы, дидактические карточки для индивидуальной работы);
  • мультимедийное сопровождение объяснения нового материала (презентации, аудиозаписи, учебные видеоролики, компьютерные модели физических экспериментов);
  • контроль уровня знаний с использованием тестовых заданий;
  • использование на уроках и при подготовке к ним интернет-ресурсов.

Цифровые образовательные ресурсы можно использовать на разных этапах урока:

1. Актуализация знаний

Это важный этап урока. Качество всего урока зависит от того, как педагог сможет заинтересовать ребят в начале урока. На данном этапе урока целесообразно использовать игровые моменты, учебные видеофильмы, электронные учебные пособия.

2. Объяснение новой темы

На данном этапе урока материал должен быть наглядным и доступным обучающимся. Наиболее эффективными являются мультимедийные презентации. Например, такие презентации как "Правила поведения при возникновении пожара", "Виды огнетушителей", "Землетрясения", "Виды узлов", "Стихийные бедствия: ураганы, смерчи", "Правила поведения на дороге" и многие другие.

Применение на уроке мультимедийной презентации помогает обучающимся делать правильные умозаключения. Выведение информации на экран дает возможность совместного наблюдения и размышления над фактами, поиска выхода из проблемных учебных ситуаций, позволяет в течение урока обсудить актуальность и значимость изучаемого материала.

Огромную помощь во время объяснении учащимся нового материала оказывают видеоуроки. Знакомство с новым материалом происходит последовательно, поэтапно. На каждом этапе учащимся предлагается решить ту или иную задачу. Особая значимость видеоуроков заключается в том, что учебный материал, сопровождаемый иллюстрациями, выполнением определенных действий, в большей степени привлекает к себе.

Отвечая на поставленные после изучения нового учебного материала вопросы, обучающиеся учатся анализировать, воспроизводить только что услышанное. Если обратиться к сайту Youtube.com, то мы получим доступ к учебным фильмам и видеороликам, которые охватывают практически все темы, которые мы проходим со школьниками. В цифровых образовательных ресурсах есть следующие видеоуроки "Правила оказания первой помощи при кровотечении", "Правила оказания первой помощи утопающим", "Пожарная безопасность", "Основы здорового образа жизни" и другие.

3. Первичное закрепление изученного материала

Ускорение благодаря использованию ИКТ темпа урока позволяет организовать первичное закрепление каждого учебного вопроса быстрым фронтальным опросом. Вопросы для закрепления высвечиваются на экране, это дает время подготовиться к ответу на следующий вопрос. Ситуацию успеха создает то, что при неправильном ответе, ученик может его исправить по слайду с иллюстрацией, который возвращается на экран. Демонстрация на экране заданий и алгоритма их выполнения при закреплении изученного материала в форме самостоятельной или практической работы, позволяет избежать лишних объяснений и формировать умения школьников по переработке учебной информации.

4. Контроль и оценка знаний, умений и навыков обучающихся

Контрольные и проверочные работы удобно проводить в форме тестов. Копилку тестов можно использовать на уроках для закрепления материала по изучаемой теме. Например, "Правила безопасного поведения в быту", "Оказание первой медицинской помощи", "Безопасность и защита человека в экстремальных природных ситуациях", "Правила поведения на дороге" и другие.

5. Подготовка домашнего задания
Учащимся можно давать домашние задания творческого плана, которые могут выражаться в составлении кроссвордов, презентаций, рефератов, сообщений, публикаций. Ребята охотно составляют презентации и кроссворды по разделам и темам "Чрезвычайные ситуации природного характера", "Безопасность на водоемах", "Первая медицинская помощь и правила ее оказания", "Безопасность человека в природных условиях" и другие.

Электронные образовательные ресурсы формируют у учащихся интерес к отбору необходимого им материала (рисунки, таблицы-схемы, фотографии). Это способствует развитию у учащихся творческих способностей, интереса к урокам ОБЖ, умения делать выводы и формулировать свои идеи.

Итак, использование электронных образовательных ресурсов на уроках ОБЖ – это не дань моде, не способ переложить на плечи компьютера и другой техники многогранный творческий труд учителя, а лишь одно из средств, позволяющее интенсифицировать образовательный процесс, активизировать познавательную деятельность, увеличить эффективность проведения урока.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: обмен опытом, ОБЖ