Одним из важнейших требований современного общества является повсеместная информатизация, так как современный человек окружен огромным количеством информации, которое он не может использовать без помощи новых информационных технологий. Процесс информатизации не обошел стороной и образование.
Сегодня в образовательном пространстве широко используются ИКТ - технологии, благодаря которым повышается мотивация учения, стимулируется познавательный интерес обучающихся, возрастает эффективность учебной деятельности.
Кроме того использование информационных технологий обеспечивает восприятие информации одновременно несколькими органами чувств, что в большей степени позволяет активизировать такие психические процессы, как мышление, память, внимание. С помощью информационных технологий урок становится более информативным, разнообразным, интересным, эмоциональным.
В своей профессиональной деятельности, реализуя положения ФГОС нового поколения, я активно внедряю информационные технологии. Особое место в моей работе занимает использование интерактивной доски, которая является новым представлением традиционных инструментов работы на уроке - доска и мел.
Интерактивная доска – это устройство, представляющее большой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью интерактивной доски можно демонстрировать презентации, видеофайлы и многие другие программные продукты, что делает урок более увлекательным и насыщенным. Применение интерактивной доски позволяет учителю эффективнее управлять демонстрацией визуального материала, продуктивнее организовывать деятельность детей, создавать и показывать собственные инновационные разработки, при этом, не нарушая привычный темп, ритм и стиль работы.
Интерактивная доска не только совмещают в себе преимущества большого экрана для мультимедийного проектора и маркерной доски, с ее помощью можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, сохранять все пометки и изменения, создавать новые объекты, выделять ключевые области и добавлять цвета.
К тому же объекты можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Кроме того интерактивная доска позволяет управлять компьютерными программами, не отходя от нее и не прерывая выступления; активно вовлекать обучающихся в процесс освоения материала. Использование интерактивной доски на уроках позволяет вести обучение на качественно новом уровне и существенно стимулирует интерес к предметам, повышает качество знаний, помогает во внеурочной деятельности.
Организуя образовательный процесс, я часто использую интерактивную доску. Время работы с интерактивной доской зависит от темы и цели урока: либо в течение всего занятия (не забывая о здоровье сберегающих технологиях и постоянной смене деятельности), либо фрагментарно.
Благодаря функциям интерактивной доски меньше тратится времени на смену наглядных материалов, нет необходимости в разлиновке доски для показа написания букв или цифр (это уже предусмотрено заранее приготовленными файлами), записи новых заданий, упражнений, не трачу время на очистку доски. В результате этого увеличивается время, которое можно потратить на изучение нового или закрепление изученного материала, и как следствие, ускорить темп урока и качество обучения.
Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание обучающихся на разных этапах урока (за счет большой наглядности). Действия учителя на доске привлекают детей, ребята становятся более собранными, внимательными.
Кроме того, что я сама активно пользуюсь интерактивной доской и ее инструментами, я вовлекаю в работу и самих учеников. Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. Работая с доской, обучающиеся легко и уверенно раскрывают свои способности. В классе не остается равнодушных.
При разработке урока с использованием интерактивной доски особое внимание я уделяю здоровью детей. Обязательно включаю физкультминутки и динамические паузы, зарядку для глаз, а также учитываю время и способы работы с мультимедийными средствами.
Интерактивная доска позволяет мне проводить на уроках контрольные работы самых разнообразных форм, как правило, с помощью тренажеров. Задания могут выполняться фронтально, групповая работа, индивидуально. Важно, что и процесс, и результат действий виден каждому ученику, что позволяет усовершенствовать свои знания.
Наряду с преимуществами использования во время уроков интерактивной доски, есть и один существенный недостаток: при подготовке к урокам с использованием интерактивной доски я затрачиваю много времени, чтобы найти действительно лучшие ресурсы для урока, соответствующие цели и задачам урока. Замечу и то, что использование интерактивной доски требует скрупулезной, детальной подготовки, хороших навыков работы с компьютером и его аппаратным обеспечением. Однако, потраченные усилия и время приводят к желаемому результату.
В заключение отмечу, что использование интерактивной доски делает процесс обучения более комфортным, повышает эффективность урока, помогает поддерживать высокий уровень школьной мотивации и положительно влияет на качество образовательных достижений обучающихся.