Эффективность использования ролевых (интерактивных) игр на уроках английского языка в старшей школе в рамках ФГОС

в данной статье определяется роль и эффективность использования метода ролевых (интерактивных) игр в процессе обучения английскому языку в старшей школе в соответствии с ФГОС, а также описан пример возможного задания для урока.

Abstract: This article defines the role and the effectiveness of using the method of role-playing (interactive) games in the process of teaching English in high school in accordance with the Federal State Educational Standard, and describes an example of a possible assignment for the lesson.

Ключевые слова: метод ролевых (интерактивных) игр, обучение английскому языку, старшая школа, игровая деятельность, федеральный государственный образовательный стандарт.

Key words: the method of role-playing (interactive) games, teaching English, high school, gaming, the federal state educational standard.

Изучение иностранного языка – тяжелая работа, требующая больших усилий в течение длительного промежутка времени. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта главной целью данного процесса обучения является формирование коммуникативной компетенции учащихся.

Согласно требованиям ФГОС, образовательный процесс на уроках иностранного языка направлен на формирование следующих навыков у учащихся:

  • умение участвовать в дискуссии или беседе на заданную тему: осуществлять запрос информации, обращаться за разъяснениями, выражать свое отношение к высказыванию партнера, высказывать свое мнение по обсуждаемой теме (диалогическая речь);
  • способность делать сообщения, в которых содержится наиболее важная информация по заданной теме или проблеме
  • умение кратко передать содержание полученной ранее информации, сформировать рассказ о себе и своем окружении, о накопленном опыте и планах на будущее
  • умение обосновать свои намерения или совершенные ранее поступки; способность к рассуждению: уметь сообщить о фактах или событиях, приводя примеры, аргументы, делая выводы; умение описать особенности жизни и уклада, а также – культуры своей страны (монологическая речь).

Все вышеперечисленные умения и навыки довольно сложно формировать, опираясь лишь на традиционные методы обучения, где основной задачей является изучение данного в учебном пособии материала с последующей проверкой его усвоения. Для большинства учащихся старших классов общеобразовательных учреждений изучение английского языка в такой ситуации становится скучным и неинтересным занятием. В следствие чего возникает вопрос: какие методы следует использовать в процессе преподавания английского языка, чтобы учащиеся были заинтересованы в его освоении, а также стремились к более глубокому познанию предмета?

Одним из нетрадиционных методов обучения является использование ролевых игр на уроках английского языка в старшей школе.

Ролевые игры на уроках английскогоРолевые игры на уроках английского

Игровые методики преподавания иностранного языка – один из наиболее действенных способов, направленных на стимулирование учебно-познавательных процессов в обучении. Они позволяют задействовать все уровни усвоения знаний, что обуславливает эффективность применения данного современного метода на уроках английского языка в общеобразовательной школе.

Применяемые на уроках английского языка игровые методики способствуют развитию внимания, памяти и мышления, воображения и других познавательных процессов. При этом, игровое обучение характеризуется отсутствием принуждения учащихся: слаженная и интересная работа в коллективе способствует обучению с увлечением.

Также игра способствует развитию навыков коммуникации учащихся на уроках английского языка, приближая процесс его изучения к реальности, тем самым формируя у учеников мотивацию, необходимую для успешного освоения предмета. Для большей продуктивности такого учебного процесса и, как следствие, получения успешных результатов от учащихся в игре обязателен элемент соперничества отдельных учащихся или нескольких сформированных из них команд: например, игра-соревнование или игра-конкурс.

Используя на своих уроках английского языка различные методы игрового обучения, отметила, что интерес к изучению предмета после проведения подобных занятий среди учащихся старших классов заметно возрастает. Ниже приведу пример одного из таких заданий.

Необходимо разделить учеников в классе на группы (равные по количеству, по 5-6 человек). Каждая из групп получает от преподавателя листок со словами, написанными в хаотичном порядке (можно наклеить слова, вырезанные из журналов, газет или написанные от руки). После чего каждой группе необходимо составить как можно больше предложений, используя полученные слова. При этом, для повышения активности умственных процессов и возникновения соревновательного элемента, время выполнения данного задания ограничивается до 5 минут.

Два учащихся (по одному представителю от каждой группы) записывают (вводят) составленные предложения на экране интерактивной доски. Побеждает в конкурсе группа, составившая большее количество предложений за указанный промежуток времени. Также с целью логического завершения игры педагог может предложить детям составить рассказ или небольшую статью с использованием составленных ими предложений. Один участник от каждой группы, перемещая предложения на экране интерактивной доски, расставляет их в необходимом порядке и рассказывает свою историю (или читает статью) всему классу.

Этот пример использования интерактивной игры во время урока английского языка наглядно демонстрирует, как в момент игровой деятельности у учащихся активизируется мыслительные способности, учебный процесс становится привлекательным и интересным, что, соответственно, способствует формированию мощного стимула к изучению языка. Наряду с повторением пройденного ранее материала, школьники также практикуют и тем самым закрепляют полученные в процессе обучения навыки. Характерная особенность такого закрепления материала заключается в вовлечении в игровой процесс абсолютно всех учащихся класса, и даже самые слабые ученики оказываются задействованы в игре.

Таким образом, неоднократно применяя на своих занятиях игровые методики, делаю вывод: использование на уроках английского языка ролевых (интерактивных) игр ведет к формированию у учащихся навыков и умений, предписанных федеральным государственным образовательным стандартом, а также способствует всестороннему развитию памяти и внимания учеников, повышает эффективность самого процесса изучения иностранного языка в общеобразовательной школе, а также формирует необходимую для его освоения мотивацию у учеников.

Размер:
16.14 Kb
Скачали:
9

Метки к статье: обмен опытом