Статья посвящена проблемам перехода к ФГОС в образованной системе. В ней раскрывается суть применения игровых методов обучения на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности, подчеркивается мысль о том, что Пазл как игровая деятельность способствует развитию коммуникативных компетенций обучающихся.
Ключевые слова: системно-деятельностный подход, игровые методы и приемы, эмоциональный интеллект, интерактивный урок.
В настоящее время трудно себе представить урок без включения детей в какую-либо игровую и проектную деятельность. С принятием ФГОС системно-деятельностный подход лежит в основе любого урока. Для поднятия мотивации, а так же чтобы стимулировать активную деятельность ученика учитель тщательно подбирает те методы и приемы, которые помогут ему достичь цели урока и прийти к нужному результату.
Существует множество разных методов обучения иностранным языкам: традиционные, нетрадиционные, методы отечественных и зарубежных представителей. Самыми любимыми и привлекательными как для учителя, так и для обучающихся школьного возраста остаются игровые методы и технологии.
Пазлы отвечают всем требованиям:
Одними из самых используемых игровых методов и приемов относятся: ролевые игры, которые позволяют погрузиться участникам в ситуацию общения; проектные игры, где продуктом проектной деятельности может быть презентация, придуманная песня (стих, сказка), лэпбук (яркая красочная интерактивная папка, изготовленная самими обучающимися на заданную тему); обучающие игры с мячом; игровые станции; квесты; игры с использованием обучающих тематических карточек, а так же пазлы.
Пазл (англ. jigsaw puzzle) - это складная картинка, мозаика. Это игра-головоломка, в которой требуется составить мозаику из множества фрагментов рисунка различной формы.
По мнению психологов, собирание пазлов способствует развитию образного и логического мышления, произвольного внимания, восприятия, в частности, различию отдельных элементов по цвету, форме, размеру и так далее; учит правильно воспринимать связь между частью и целым; развивает мелкую моторику.
Пазл - это метод развития эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект - это умение человека понимать как собственные, так и чужие эмоции. Эта способность влияет, в том числе, на жизнь человека в семье и обществе, понимание настроения родных, близких и людей в целом, а также на возможность взаимодействовать с другими людьми. Хотя еще древнегреческие философы говорили о том, что в человеке должны сочетаться ум, логика и эмоции. Безусловно, каждый родитель мечтает, чтоб его ребенок был умным, здоровым и счастливым.
Пазл используется как средство формирования личностных УУД на уроках иностранных языков и во внеурочной деятельности. Разбирая тематический пазл, обучающиеся приобретают новые знания в непринужденной обстановки. Для них увлекательным становится стремление к преодолению трудностей, самостоятельно осознанных в процессе складывания пазла. Они участвуют в творческом и созидательном процессе. У них возрастает осознание важности себя как индивидуальности и значимости в коллективном деле. Они получают огромное удовлетворение в осуществление пусть небольших, но для них значимых задач.
Суть данного методического приема - установление причинно-следственных взаимосвязей между объектом анализа. Метод "ПАЗЛ" универсален, он может применяться на уроках иностранного языка, родного языка и литературы, природоведения, биологии, физики, химии, истории и так далее.
На своих уроках иностранных языков мы стараемся использовать метод "Пазл" в изучение темы "Части тела". Например, собрать изображение какого-либо животного по частям тела. Это увлекательное занятие для всего класса. Данную деятельность предпочтительней осуществлять в небольших группах. Учитель показывает одну из частей тела, которую дети должны назвать на изучаемом языке. С каждым правильным ответом они получают фрагмент пазла. С истечением промежутка времени, заполучив все фрагменты пазла, обучающиеся складывают свое животное.
В каждой группе получается свой вид животного, в результате полученного изображения участники групп должны назвать наименование животного на изучаемом языке. Здесь уже будет в урок включена еще одна задача - повторение лексики по теме "Виды животных". Чем сложнее животное, тем интереснее его собирать. Игровой момент усилится, если включить в темп собирания пазлов соревновательный характер. Потом можно предложить модно одеть данное животное в последующих занятиях, когда класс или языковая группа переходит к изучению темы "Мода".
Очень часто Пазл используется в изучении таких тем как "Карта страны Велекобритания", "Карта страны Германия", "Карта страны Франция", "Карта страны Россия", "Карта стран мира" и т.п. Данный вид пазла спасательный круг для проведения интегрированных уроков таких предметов как, например, английский язык и география, немецкий язык и география, французский язык и география и т.п. Пазл "Карта страны Россия" является полезным инструментом для внедрения и осуществления регионального компонента на уроках иностранного языка и внеурочной деятельности.
Используя пазл на своем уроке, учитель превращает урок в интерактивный. Интерактивный урок - это урок, который способствует проникновению информации в сознание учащихся через их собственную активную деятельность. Урок, который решает множество вопросов или один вопрос, но путем анализа ситуаций, близких учащимся. Роль учителя - это роль организатора, эксперта, консультанта.
Активная деятельность ученика стимулируется и контролируется учителем, который для реализации соей цели пользуется разными методами и приемами. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдет урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.
В условиях введения в практику работы школы ФГОС учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям еще предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приемов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.
Учитель призван быть творцом своих уроков. Новый стандарт, обозначив требования к образовательным результатам, предоставляет почву для новых идей и новых творческих находок. Но если учитель знает, что прежние методы работы помогают реализовать требования нового стандарта, не стоит отбрасывать их совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.