Конструирование современного урока математики

"Современная школа - сгусток многих противоречий - единств:

  • обучение детей - развитие их способностей;
  • обучение – воспитание;
  • книжное учение – стремление приблизить детей к природе;
  • теоретическое обучение – практика;

 

  • обучение основам наук – новейшие достижения тех же наук;
  • усиленные занятия – здоровье детей;
  • роль учителя – роль всей системы образования, программ и методик;
  • личность ребенка – школьный коллектив;
  • сегодняшняя жизнь ребенка – его подготовка к будущему.

И еще много других таких же сложных проблем", - так сказал о школе Симон Соловейчик в своей книге "Вечная радость". Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя. Современный учитель – не источник знаний, как это было раньше, современный учитель – исследователь, консультант, организатор, руководитель проектов.

Задача учителя – создание и организация условий, инициирующих самостоятельную учебную деятельность школьников, ведущую к образовательным результатам. Мы должны научить детей жить в мире, которого не знаем сами. Так как же правильно построить современный урок? Урок, закладывающий основу для будущего. Уроку математики присущи как общие характеристики урока, так и особенности, связанные со спецификой математики как учебного предмета.

С.Г. Манвелов выделяет следующие признаки урока математики:

  1. содержание урока математики, как правило, не является автономным, оно развивается с опорой на ранее изученное, подготавливая базу для освоения новых знаний, что обусловлено строгой логикой построения курса математики;
  2. в процессе овладения своеобразной системой математических знаний происходит существенное разделение обучающихся по склонностям и способностям, что обусловливает необходимость осуществления на уроках математики дифференциации в обучении;
  3. при обучении математике должны быть созданы условия для того, чтобы каждый ученик мог усвоить на уроке главное в изучаемом материале, поскольку без базовой математической подготовки невозможна постановка образования современного человека;
  4. школьный курс математики служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин;
  5. в процессе обучения математике теоретический материал осознается и усваивается преимущественно в процессе решения задач, поэтому на уроках математики чаще всего теория не изучается в отрыве от практики.

Структура урока зависит от темы, целей и задач математического содержания. Набор структурных элементов, их порядок и количество может меняться. Важно, чтобы это многообразие, динамичность были целесообразны, целенаправленны, обоснованы, взаимосвязаны и давали высокие результаты в развитии учащихся, восприятии и сохранении у них базисных знаний по математике, которые они могли бы использовать в изменяющихся условиях повседневной жизни.

Конструирование современного урокаКонструирование современного урока

Поэтому для обеспечения максимальной эффективности обучения учителю необходимо найти наилучшее сочетание средств, методов обучения и технологий. Современный урок немыслим без ИКТ. В моей практике сложилась определенная система такой работы.

Применение ИКТ в начале урока активизирует интерес к предмету, мотивирует деятельность учащихся, создает психологическую комфортность и подготовку учащихся к сознательному усвоению нового материала. На уроках геометрии задачи на готовых чертежах проектирую на экран. При объяснении нового материала применяю мультимедийные презентации, видеоуроки. Правда редко, но бывают случаи, когда ребята просят вернуться к доске и мелу.

Проблема наглядности, связанная с тем, что изображения даже простейших геометрических фигур, выполненные в тетрадях или на доске, как правило, содержат большие погрешности, решается с помощью современных компьютерных средств. Современная трехмерная графика позволяет создавать модели сложных геометрических тел и их комбинаций, вращать их на экране, менять освещенность. Большим помощником стала программа "Живая геометрия".

Интерактивная доска создает ситуацию заинтересованности. Возможность перемещения фигур, рисунков и надписей на интерактивной доске позволяет создавать задания на упорядочивание объектов, на классификацию, на установление соответствия. Нельзя не сказать о проектной деятельности учащихся.

Проект - это уникальная деятельность, имеющая начало и конец во времени, направленная на достижение определенного результата, создание определенного, уникального продукта при заданных условиях.

Учащиеся с удовольствием выполняют творческое задание, представляющее собой четко сформулированный вопрос (возможно из учебника), ответ на который требует неформального подхода, использования дополнительных источников информации, необычного оформления, изложения собственных мыслей или мнения других людей. При подготовке к ЕГЭ и ОГЭ с удовольствием ребята работают на сайте ФИПИ, образовательном портале "Решу ЕГЭ". "Дневник.ру" - электронный журнал современного учителя, благодаря которому мы своевременно информируем родителей об успехах детей, поддерживаем оперативную связь с ними.

Сделать процесс обучения увлекательным и индивидуальным мне помогает онлайн-платформа Учи.ру, которая соответствует ФГОС, способствует решению задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы по повышению эффективности образования и цифровой грамотности учеников и учителей. Занятия позитивно влияют на развитие предметных знаний и межпредметных навыков обучающихся, а также способствуют росту интереса к школьным дисциплинам.

Учи.ру строит образовательную траекторию для каждого обучающегося. Индивидуальный подход осуществляется благодаря персональному подбору заданий и уровню сложности, изучению материала в комфортном темпе. Вследствие индивидуализации становится возможным отсутствие пробелов в знаниях, развитие познавательной мотивации.

Итак, уроки с применением ИКТ эффективны. Конструируя такие уроки, учитель реализует дифференцированное обучение, осуществляет индивидуальный подход к каждому ученику. Мы все замечаем рост учеников, но кто отмечает трудный, мучительный и невероятно важный для общества рост учителя? Да и как это увидеть? Мы не делаем карьеры, но мы чувствуем нужность своего труда, когда ученики, сдав экзамен, говорят: "Нас так хорошо подготовили!"

Размер:
10.07 Kb
Скачали:
6