Межпредметные связи в обучении информационным технологиям на примере метода проектов

Процесс информатизации общества ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку учащихся таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, потребность общества в активном, самостоятельном, деятельном, творческом гражданине, умеющем адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Учебный предмет «информатика и ИКТ» способствует развитию личности обучающегося, потому что интенсивное развитие информатики как науки, развитие программного и аппаратного обеспечения, увеличение видов источников информации, порой неоднозначной, предполагает, что деятельность человека в этой области сопряжена с постоянным самосовершенствованием и самообразованием, с умением принимать решения и отвечать за свой выбор, а средства информатизации должны стать для учащихся естественным инструментом, который они смогут использовать в своей учебной и профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью уроков информатики является необходимость подготовки обучающихся к учебно-познавательной деятельности с применением информационных технологий, связанных с обработкой, хранением, передачей и дальнейшим использованием информации.

Преподавателю информатики необходимо осуществлять развитие способности учащихся к коллективной деятельности, формировать у них новый тип мышления – информационный, оперативный, направленный на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.

На сегодняшний день у преподавателя есть возможность применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это базы данных, информация из интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактические материалы, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint др.), форумы для общения и многое другое.

Каждый учащийся должен владеть информационными технологиями: подготовки документов, поиска информации, геоинформационными технологиями, мультимедийными технологиями, технологиями обучения с использованием специальных обучающих, тренажерных, контролирующих и других программ, электронных учебников, технологиями дистанционного образования.

Созданию таких условий способствует введение новых педагогических технологий, в частности, метода проектов.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося. Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творчества. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Метод проектов с применением информационных технологий интегрирует теоретическое (знание правил работы с компьютерным приложением) и практическое мышление обучающихся (понять проблему, поставить цель, сформулировать задачу, получить и проверить результат), развивает функциональную грамотность и эрудицию учащихся.

В Колледже метростроя учатся будущие автомеханики и строители метро. Каждая изучаемая на уроках информатики программа используется для моделирования какой-либо профессиональной или общеобразовательной задачи, т.е. применение обучающимися ИКТ технологий выводит их знания на более высокий уровень.

Например, в программе MS Excel будущие автомеханики, используя знания, полученные на уроках «Экономики предприятий автосервиса», с помощью метода проектов рассчитывают бизнес-план предприятия автосервиса. Такая работа представлена ниже. На уроке обучающиеся использовали возможности приложения MS Excel для расчёта рентабельности станции технического обслуживания автомобилей: они перечислили статьи доходов и расходов и рассчитали доходы и расходы в соответствии с тарифами.

Обучающиеся получили итоговый результат, который позволил им сделать вывод о том, какую прибыль могло бы им приносить такое предприятие. Неподдельный интерес обучающихся к такого рода урокам информатики говорит о том, что взаимосвязь урока и будущей профессиональной деятельности помогает им усваивать информацию и сразу же применять её на практике.

Таблица расчёта рентабельности СТОТаблица расчёта рентабельности СТО

В программе MS PowerPoint, помимо презентаций по общеобразовательным предметам, обучающиеся создают тесты по профессии, на вопросы которых в конце урока отвечают всей группой, спорят, критикуют, обсуждают, т.е. работают командой с интересом и пользой. Такие занятия наглядны и эмоционально насыщенны, так как они затрагивают близкую обучающимся тематику их будущей профессии.

Кроме того, они познавательны и запоминаются учащимися надолго, как и знания, полученные на таких уроках. Ниже представлен фрагмент теста по правилам дорожного движения. Обучающиеся сначала самостоятельно составили эти тесты, а затем проверили знания друг друга. Аналогичные тесты можно делать по устройству автомобиля.

Тест по устройству автомобиляТест по устройству автомобиля

На языке разметки гипертекстовых документов HTML обучающиеся создают макет сайта по профессии. Эта работа объёмная, творческая, требующая не только профессиональных знаний, но и умения постановки задачи, видения логики подбора материала и конечного результата. Такая работа даёт учащимся возможность и стимул собрать информацию по той области их деятельности, которая интересует их больше всего и наглядно представить эту информацию, структурировав её.

Ниже представлена главная страница сайта, сделанного в рамках такого проекта.

Главная страница сайта проектаГлавная страница сайта проекта

Применение в обучении метода проектов с использованием компьютерной техники и Интернета позволяет обучающимся продолжать работу над проектом и дома.

Использование современных образовательных технологий, в частности, метода проектов, позволяет формировать у обучающихся:

  • владение способами работы с информацией;
  • критически относиться к получаемой информации;
  • осознавать наличие определенных требований к результатам своей работы;
  • умение выдвигать гипотезы, планировать результат;
  • умение планировать последовательность действий;
  • умение работать в группе, искать и находить компромиссы;
  • умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Сегодня обществу нужны образованные специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и овладению информационными технологиями.

Интерес работодателя в том, чтобы выпускники учреждений начального профессионального образования были готовы к работе. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: информатика, ВУЗ