Межпредметные связи в обучении информационным технологиям на примере метода проектов

Процесс информатизации общества ставит перед педагогической наукой задачу организовать подготовку учащихся таким образом, чтобы они были готовы осмысленно и творчески использовать информационные технологии в своей учебной и профессиональной деятельности.

Таким образом, потребность общества в активном, самостоятельном, деятельном, творческом гражданине, умеющем адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике.

Учебный предмет «информатика и ИКТ» способствует развитию личности обучающегося, потому что интенсивное развитие информатики как науки, развитие программного и аппаратного обеспечения, увеличение видов источников информации, порой неоднозначной, предполагает, что деятельность человека в этой области сопряжена с постоянным самосовершенствованием и самообразованием, с умением принимать решения и отвечать за свой выбор, а средства информатизации должны стать для учащихся естественным инструментом, который они смогут использовать в своей учебной и профессиональной деятельности.

Отличительной особенностью уроков информатики является необходимость подготовки обучающихся к учебно-познавательной деятельности с применением информационных технологий, связанных с обработкой, хранением, передачей и дальнейшим использованием информации.

Преподавателю информатики необходимо осуществлять развитие способности учащихся к коллективной деятельности, формировать у них новый тип мышления – информационный, оперативный, направленный на подготовку к выбору и принятию оптимальных решений.

На сегодняшний день у преподавателя есть возможность применения в процессе обучения разнообразных средств ИКТ. Это базы данных, информация из интернета, многочисленные электронные учебные пособия, словари и справочники, дидактические материалы, презентации, программы, автоматизирующие контроль знаний (тесты, зачеты, опросники, подготовленные с помощью языков программирования, MS Excel, MS PowerPoint др.), форумы для общения и многое другое.

Каждый учащийся должен владеть информационными технологиями: подготовки документов, поиска информации, геоинформационными технологиями, мультимедийными технологиями, технологиями обучения с использованием специальных обучающих, тренажерных, контролирующих и других программ, электронных учебников, технологиями дистанционного образования.

Созданию таких условий способствует введение новых педагогических технологий, в частности, метода проектов.

Проектный метод активизирует познавательные способности, раскрывает творческие возможности, учитывает интересы обучающегося. Учебный проект с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творчества. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение.

Метод проектов с применением информационных технологий интегрирует теоретическое (знание правил работы с компьютерным приложением) и практическое мышление обучающихся (понять проблему, поставить цель, сформулировать задачу, получить и проверить результат), развивает функциональную грамотность и эрудицию учащихся.

В Колледже метростроя учатся будущие автомеханики и строители метро. Каждая изучаемая на уроках информатики программа используется для моделирования какой-либо профессиональной или общеобразовательной задачи, т.е. применение обучающимися ИКТ технологий выводит их знания на более высокий уровень.

Например, в программе MS Excel будущие автомеханики, используя знания, полученные на уроках «Экономики предприятий автосервиса», с помощью метода проектов рассчитывают бизнес-план предприятия автосервиса. Такая работа представлена ниже. На уроке обучающиеся использовали возможности приложения MS Excel для расчёта рентабельности станции технического обслуживания автомобилей: они перечислили статьи доходов и расходов и рассчитали доходы и расходы в соответствии с тарифами.

Обучающиеся получили итоговый результат, который позволил им сделать вывод о том, какую прибыль могло бы им приносить такое предприятие. Неподдельный интерес обучающихся к такого рода урокам информатики говорит о том, что взаимосвязь урока и будущей профессиональной деятельности помогает им усваивать информацию и сразу же применять её на практике.

Межпредметные связи в обучении информационным технологиям на примере метода проектов 

В программе MS PowerPoint, помимо презентаций по общеобразовательным предметам, обучающиеся создают тесты по профессии, на вопросы которых в конце урока отвечают всей группой, спорят, критикуют, обсуждают, т.е. работают командой с интересом и пользой. Такие занятия наглядны и эмоционально насыщенны, так как они затрагивают близкую обучающимся тематику их будущей профессии.

Кроме того, они познавательны и запоминаются учащимися надолго, как и знания, полученные на таких уроках. Ниже представлен фрагмент теста по правилам дорожного движения. Обучающиеся сначала самостоятельно составили эти тесты, а затем проверили знания друг друга. Аналогичные тесты можно делать по устройству автомобиля.

Межпредметные связи в обучении информационным технологиям на примере метода проектов

 

Межпредметные связи в обучении информационным технологиям на примере метода проектов 

На языке разметки гипертекстовых документов HTML обучающиеся создают макет сайта по профессии. Эта работа объёмная, творческая, требующая не только профессиональных знаний, но и умения постановки задачи, видения логики подбора материала и конечного результата. Такая работа даёт учащимся возможность и стимул собрать информацию по той области их деятельности, которая интересует их больше всего и наглядно представить эту информацию, структурировав её.

Ниже представлена главная страница сайта, сделанного в рамках такого проекта.

Межпредметные связи в обучении информационным технологиям на примере метода проектов 

Применение в обучении метода проектов с использованием компьютерной техники и Интернета позволяет обучающимся продолжать работу над проектом и дома.

Использование современных образовательных технологий, в частности, метода проектов, позволяет формировать у обучающихся:

  • владение способами работы с информацией;
  • критически относиться к получаемой информации;
  • осознавать наличие определенных требований к результатам своей работы;
  • умение выдвигать гипотезы, планировать результат;
  • умение планировать последовательность действий;
  • умение работать в группе, искать и находить компромиссы;
  • умение организовывать поиск информации, необходимой для решения поставленной задачи.

Сегодня обществу нужны образованные специалисты, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, готовые к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности и овладению информационными технологиями.

Интерес работодателя в том, чтобы выпускники учреждений начального профессионального образования были готовы к работе. Будущий профессионал должен обладать стремлением к самообразованию на протяжении всей жизни, владеть новыми технологиями и понимать возможности их использования, уметь принимать самостоятельные решения, адаптироваться в социальной и будущей профессиональной сфере.

Автор: Шабанова Татьяна Николаевна, преподаватель информатики и ИКТ Колледж метростроя, г. Санкт-Петербург
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: информатика, ВУЗ