Метод «кластеров» на уроках физики

Использование нетрадиционных технологий на уроках физики для студентов 1 курса СПО, применение материала в учебном процессе (возраст 16-17 лет)

В настоящее время система образования ориентирована на формирование у обучающегося самостоятельного мышления. К этому мышлению относится критическое мышление, которое является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

На уроках физики метод кластеров используется активно, как известно, слово кластер происходит от английского «cluster» - группа, рой, пачка, скопление, сгусток, связка.

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в тот или иной текст. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

На уроке проговаривается тема, дальше по этапное, последовательное построение кластера в зависимости от способа организации урока: посередине чистого листа: в тетради, на доске, ватмане, записывается ключевое слово или тезис, который является «сердцем» текста, кластер может создаваться как индивидуально, так в группах, микрогруппах. Следующий шаг вокруг, пишутся слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы или пустые незаполненные фигуры в виде прямоугольника, квадрата, круга, овала, все это похоже модель «планета и ее спутники».

Далее изучая материал по теме слова соединяются или записываются в пустые фигуры прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. При составлении кластера, лучше использовать элементы выделение, такие как мелки, карандаши, ручки, фломастеры, для того, чтобы наглядно демонстрировать и выделить какие то определенные определения, моменты, характеристики, формулы.

В качестве примера рассмотрим кластер по теме «Колебательное движение». План самого урока, расписывать не буду, сразу перехожу к составлению кластера. Работа индивидуальная.

Каждому обучающемуся раздается заранее приготовленный материал по данной теме на листе формата А 4. По середине написано слово «Колебание», вокруг пустые квадратики, в которые надо записать: виды колебаний, характеристики, примеры колебаний. В течении урока объясняется тема, обучающие заполняют свой кластер, разрешается пользоваться цветными ручками, карандашами, маркерами. В конце урока подводятся уроки, обсуждается полученная картина.

Достоинством применения данного метода считаю: активное участие каждого обучающегося, вовлечение в процесс, интерес к данной теме и предмету, охватывается большой объем информации с примерами. В ходе составления кластера формируются умения сравнивать и анализировать, ставить вопросы, выделять главное, приводить аналоги.

Прием кластера на уроках позволяет участникам образовательного процесса учит систематизировать материал, вырабатывать и высказывать свое мнение, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации. А самое главное нетрадиционные технологии, метод кластеров, как раз к ним относится, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы. 

Автор: Кирилова Людмила Григорьевна, преподаватель физики. ГАПОУ ИО "Иркутский техникум авиастроения и материалообработки", г. Иркутск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.