Эффективное обучение - это не просто запоминание, а активная интеллектуальная деятельность. Учителю нужно искать формы и методы, чтобы заинтересовать учащихся, активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность.
Для этого я использую современные технологии. Приоритетным направлением является формирование ключевых компетенций у учащихся.
Особое место занимает работа в группе, формирование умения учиться, коммуникативных и информационных технологий. Для решения этих задач мною используются различные методы проблемного обучения: монологический, показательный, исследовательский методы. Активно мною они используются на уроках обобщения и изучения нового материала.
Примером использования исследовательского метода стал итоговый урок по истории России 18 в. Тема урока: «Мы издаем книгу по истории»
Мною организована работа в группах. Им предложены задания проблемного характера и разработана совместно цель. Каждая группа - это издательство. Они получают задания, в которые входит поиск дополнительных фактов, сведений, систематизация материала. Им выдаются памятки, где указаны основные требования к оформлению книги, основная часть. 20 мин. урока отводится для распределения ролей, определения темы, формы изложения. Рекомендуются развернутые тетрадные листы. Во-избежании совпадения тем, я выступаю в роли консультанта.
На следующем уроке идет презентация составленной книги. Слушатели оценивают и составляется устная рецензия.
Высшим проявлением развития ключевых компетенций учащихся является проектная деятельность. Активно этот метод активно использую на уроках обществознания. поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
Наиболее глубоко вникают в тему учащиеся 10-11 классов. Им более интересно найти необходимую информацию через интернет и переработав ее, сделав выводы и заключение - выступить.
Примером может служить тема в 11 классе: «Демографическая ситуация в современной России и проблемы неполной семьи."
Задания по группам:
1 группа. Подготовить прогноз «Семья в 2010г.»(Что изменилось? Что осталось неизменным?)
2 группа. Определить доминирующие тенденции изменения состава населения на рубеже 20-21в.в.. Представить в виде демографической пирамиды состав населения России по материалам переписи населения и по прогнозам демографов.
3 группа. На основе статистических данных или по материалам местной печати сделать выводы о динамике молодежных браков. Сделать выводы о преобладающих тенденциях.
4 группа. Сформулировать дополнительные предложения к проекту закона «О социально-экономической помощи молодым семьям»
Одним из доступных и проверенных практикой путей повышения эффективности урока является использование системы приемов самостоятельной работы. Какие приемы использую в своей работе я:
Используются документы и источники. Мною разработан лабораторный урок в 8 классе. Тема: «Внутренняя политика Николая I»
Составление презентаций учащимися и использование их на уроках, является одной из наиболее используемых приемов формирования ключевых компетенций учащихся. Примером могут служить презентации, созданные Добрыниным И., (Сталин И. В.), Вовк В., Рыжковой Л. , Храповой Н. (Адмирал Макаров). Примером могут служить презентации, созданные Добрыниным И., (Сталин И. В.), Вовк В., Рыжковой Л. , Храповой Н. (Адмирал Макаров). Мною разработан и проведен открытый урок с помощью презентации «Франция XX-XXIв.» в 9 классе. Результатом работы стало участие в городском конкурсе рефератов: «Морем призваны», где презентация была составной частью Кокаревой Т. «Завод-прошлое и будущее», конкурсе рефератов: «Север-России золотник», презентация Сафаровой Ирины «Загадки Куртяевской земли».