Конспект занятия по детской литературе «Литература конца XIX - начала XX веков»

Конспект занятия по детской литературе для студентов педагогических специальностей «Литература конца XIX - начала XX веков. Демократическое направление в детской литературе.

Тема трудного детства в произведениях А. П. Чехова, Д. Н. Мамина-Сибиряка, Д. В. Григоровича»

Цель: познакомить учащихся с творчеством писателе демократического направления в детской литературе на примере рассказов о трудном детстве таких писателей, как: А.П.Чехова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Д.В.Григоровича.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с жизнью и творчеством А.П.Чехова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, Д.В.Григоровича.
  • Воспитательная: воспитание отзывчивости, чувства сострадания, внимательности к окружающим людям, активной жизненной позиции.
  • Развивающая: расширение кругозора учащихся, развитие творческого мышления, речи.

Ход 

I. Проверка знаний учащихся.
На прошлом занятии мы говорили о вкладе М. Горького в развитие детской литературы. В качестве проверки домашнего задания вам предлагается выполнить тест по изученной теме. (Выполнение теста по творчеству М.Горького)

II. Изучение нового материала

1. Вступительное слово учителя

Сегодня на занятии мы познакомимся с творчеством некоторых из названных писателей.

2. Сообщения учащихся о писателях

3. Работа над эпиграфом

«...Когда я родился — я заплакал; впоследствии каждый прожитой день объяснял мне, почему я заплакал, когда родился...»
Эти слова написал Дмитрий Васильевич Григорович перед текстом своего произведения «Гуттаперчевый мальчик».
Они будут эпиграфом нашего занятия.

Как вы понимаете лексическое значение слова «эпиграф»? Это слово греческое, означает: цитата, изречение, пословица, помещаемые автором перед текстом всего художественного произведения или его части.
Как понимаете предложенный эпиграф?

Я думаю, что более точный ответ вы сможете дать после работы над произведениями А.П.Чехова «Ванька», «Спать хочется», Д.Н. Мамина-Сибиряка «Кормилец», «Вертел», Д.В. Григоровича «Гуттаперчевый мальчик»
Каждой группе предлагается текст рассказа, над текстом которого необходимо поработать по представленному плану.

4. Работа над произведениями (работа в группах) Слайд

План
Автор, название произведения.
Главный герой.
Портретная характеристика героя.
Судьба героя художественного произведения.

III. Работа по закреплению основных понятий темы.

1. Составление таблицы «5 имен - 5 судеб» Слайд

С чего чаще всего начинается их жизнь? (с сиротства, с беды) Слайд
О чем мечтают все наши герои? Чего они хотят? Слайд
Наесться досыта
Хотят спать
Хотят, чтобы их не били
Желание убежать, уйти.

Какова, по вашему мнению, была причина трагической судьбы героев ? Слайд
Равнодушие, жестокость людей, которые были рядом.
Какие чувства испытывают эти дети ? Слайд
Душевное страдание, они беззащитны перед злом жизни.
Каждое произведение имеет свой конец – развязку. Каковы развязки произведений? Слайд
У одних конец - трагический, у других – жизнь в людях.

Какие чувства, по - вашему мнению, хотели вызвать авторы произведений у нас читателей? Сострадание, печаль, боль, сочувствие, сопереживание, возмущение.
Как вы думаете, почему писателям захотелось нам рассказать об этих детях и их судьбах? Слайд

Они свидетели судеб таких же обездоленных детей.
Их встревожили их судьбы.
Своим словом они хотели помочь.
Хотели рассказать о таких детях.

2. Работа над тональность и художественной палитрой произведений.

- Какова общая тональность произведения? (Из Словаря настроений и чувств:
Беспокойное, бодрое, боязливое, веселое, возбужденное, возмущенное, восторженное, восхищение, грустное, грустной радости, добродушное, добродушно-насмешливое, жуткое, изумление, ликующее, любование, мечтательное, мрачное, навевающее воспоминание, нетерпеливое, обиженное, печальное, прекрасное, радостное, светлое, сердитое, серьезное, сказочное, скорбное, скрытное, солнечное, сонное, сосредоточенное, состояние готовности к подвигу, сочувствие, спокойное, таинственное, торжественное, тоскливое, тревожное, хвастливое, хмурое, шутливое, шаловливое)

- Определите цветовую палитру произведений. Докажите примерами из текста. (сигнальные карточки) Слайы-иллюстрации
- Почему преобладают серые, темные тона?

3. Работа над репродукциями картин русских художников.

- Не только писатели говорили о трудностях и лишениях детей, но художники в своих бессмертных полотнах отражали их горькую участь.

Каким изображено детство на репродукциях картин русских художников.
На картине Маковского «Свидание» мы видим встречу матери с сыном, которого она давно не видела.

В былые времена дети уходили из дома в раннем возрасте. Их отдавали на обучение ремесленникам, которые держали детей почти в качестве прислуги. Дети должны были выполнять черную работу, переносить тяжелые предметы. При таком страшном режиме дети часто болели, иногда умирали, поэтому матери достаточно было видеть своего сына живым. Очень жалко и мальчика, и бедную женщину.

«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»

Сумерки. Трое ребятишек тянут тяжелую бочку с водой. Холодно. Бочка обледенела, стала еще тяжелее. Резкий ветер дует в лица детей. Худая одежонка не спасает от жестокого мороза. Тяжелая работа не согревает. Невольно возникает мысль, каким должно быть безжалостным сердце хозяина, пославшего этих заморенных детей на речку с тяжелой бочкой. Посторонний прохожий, такой же убогий, как эти дети, старается им помочь, упираясь плечом, толкает их непомерно тяжелый груз.

Дети напоминают изработавшуюся тройку лошадей. А когда они успели изработаться? Они так малы. Невольно поднимается протест в душе против такой жизни, в которой существует такая несправедливость. Под ногами детей валяется одинокая веточка, такая же бесприютная, как они. Она оторвалась от родного дерева, как они от отчего дома.

Картина выдержана в коричнево-серых тонах. Мрачность ее подчеркивает глухая монастырская стена, вдоль которой лежит путь детей. Хочется помочь детям дотянуть до дома, до тепла. Невыносимо видеть их тоску и безысходность. Неизвестно еще отдохнут ли и отогреются ли эти дети, придя домой. Страшная действительность.

Можно с уверенностью сказать, что среди этих работ картина Перова «Проводы покойника» занимает центральное место. Она была создана Перовым в 1865 году. Все персонажи картины объединены единым чувством горя. И бедная мать, и дети словно замерли.

Мальчик в отцовском тулупе и шапке, съехавшей ему на глаза, совсем обессилел, словно застыл от усталости, от сознания своего несчастья. Быть может, он отныне навсегда утратил детскость своих чувств. Девочка обняла бедный, наскоро сколоченный гроб. Эта последняя ласка ребенка вызывает у зрителя щемящее чувство жалости к осиротевшей семье.

4. Работа над эпиграфом.
Вернемся к эпиграфу нашего занятия.
Как понимаете после прочтения произведений?

5. Работа над ассоциациями к слову «Детство»
Все прочитанные сегодня на занятии произведения объединяет одна тема. Какая тема?
Назовите ассоциации, связанные у вас со словом ДЕТСТВО.
Эти ассоциации, самые разные, могут быть связаны как с воспоминаниями и своем собственном детстве, так и с впечатлениями о прочитанном, увиденном на теле- или киноэкране. (Счастливое детство, трудное детство, весёлая пора, много радости и т. д.)
- Бывает ли несчастливым детство? (Бывает, конечно).

Убедились, благодаря творчеству А. Чехова, Д. Мамина-Сибиряка, Д. Григоровича.
- Каким бы Вы хотели видеть детство своих детей?
Свою мечту, свое видение детства я предлагаю вам осуществить в виде коллажа.
Как назовем коллаж?

6. Работа над коллажем и эссе «Детство должно быть счастливым!»
Защита коллажа.
Почему представили детство именно таким символом?

IV. Итог. Исполнение песни «Солнечный круг»
Спасибо всем за работу. Особенно хочется отметить работу группы. Ответы отличались полнотой, доказательностью. Группа работала сплоченно и творчески.

Домашнее задание для 1 варианта – Прочитать и проанализировать по плану произведение Л.Андреева «Ангелочек», а 2 варианту – произведение Короленко «Дети подземелья»

План анализа произведения:

Автор, название произведения.
Главный герой.
Портретная характеристика героя.
Судьба героя художественного произведения.
Скачать полную версию материала

Автор: Бежик Людмила Петровна, преподаватель детской литературы Гуманитарный колледж им. М. Жумабаева г. Петропавловск Республика Казахстан
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: ВУЗ, конспект занятия

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.