Цели:
- систематизировать и обобщить знания студентов I курса колледжа о языке, о месте языка в жизни общества, о значении русского языка как языка межнационального общения, как одного из шести мировых языков, о словарях русского языка;
- развивать навыки правильного употребления предлогов в устной и письменной речи;
- воспитывать интерес к изучению русского языка.
Оборудование занятия:
Учебник русского языка для 10 класса средней школы с казахским языком обучения, словари русского языка, Конституция РК, «Закон о языках РК», эпиграфы к занятию:
Ход занятия
I. Оргмомент
II. Систематизация и обобщение знаний студентов по теме «Язык и человек»
1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.
Самое удивительное и мудрое, что создало человечество, - это язык. Говорить умеют все люди на земле. Они говорят на разных языках, но у всех языков одна главная задача - помочь людям понимать друг друга при общении.
Без языка невозможны жизнь людей, общества, развитие науки, техники, искусства. Значение языка отмечают пословицы русского народа. Вчитайтесь в них:
«Ветер горы разрушает, слово народы поднимает».
«Доброе слово, что дождь в засуху».
«Не спеши языком, торопись делом».
«Человеческое слово стрелы острее».
«Хорошую речь хорошо слушать».
«Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь».
А зачем нужен язык? Для чего нужна человеку членораздельная речь?
Во-первых, для того чтобы люди могли обмениваться мыслями, т.е. он нужен как средство общения.
Во-вторых, язык нужен для того, чтобы закрепить и сохранить коллективный опыт человечества…
В–третьих, язык нужен, для того чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, переживания.
Например, в стихах человек передает самые сокровенные мысли и чувства. И это все благодаря языку.
Величайшее богатство народа – его язык!
Чтобы уметь выражать свои мысли ясно, точно и образно, нужно этому учиться. Писатель Л. Н. Толстой говорил: «обращаться с языком кое-как – значит, и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».
Членораздельная речь – анық сөз
Общественный опыт – қоғамдық тәжірибе
Сокровенные мысли- асыл ойлар
Мыслить – ойлану
Как вы понимаете слово "общение"?
Почему язык считается удивительным и мудрым изобретением человечества?
Почему без языка невозможны жизнь людей, развитие науки, техники и искусства?
Как вы понимаете мысли Л. Н. Толстого о языке?
Подберите однокоренные слова к существительным язык, общество, человек. Какой частью речи они являются? Обоснуйте свой ответ.
2. Слово преподавателя
Каждое слово имеет своё звучание и своё лексическое значение. Лексическое значение слов объясняется в толковых словарях. Лексикография – наука о словарях, теории и практике их составления.
Словари как хранители словарного богатства, накапливающие вековые национальные ценности, заслуженно пользуются почётом у всех народов…
Вот что сказал о своей любви к словарям и об их значении французский писатель Анатоль Франс в статье «Лексикон»: «Ведь словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке! Если хорошенько подумать, словарь – это книга книг. Он включает в себя все другие книги…
Я люблю их не только за большую пользу, приносимую ими, но и за всё то, что есть в них прекрасного и величественного. Здесь мысли, радости, труды и горести наших предков и наши собственные…»
Словари – богатый источник знаний. Их часто называют спутниками цивилизации.
Словари принято делить на энциклопедические и лингвистические. Разница между ними состоит в том, что в энциклопедических словарях даётся характеристика предметов, явлений, событий, людей, а в лингвистических – объясняются слова и их значения.
Слово как важнейшая составная единица языка – объект лингвистических словарей.
Ознакомьтесь со словарными статьями омонимов из школьного словаря русского языка под ред. М.И. Махмутова, Н. М. Шанского.
Язык 1. Подвижный орган в полости рта. Длинный язык. Стенка языка. 2. Орган речи. Не спеши языком – торопись делом (посл.)
Язык 1. Средство выражения мыслей и орудие общения.
Происхождение языка. Изучать языки. 2. Речь, способность говорить.
Говорить на родном языке. Говорить по-русски. Разновидность речи, обладающая теми или иными особенностями. 3. Литературный язык. Разговорный язык. Язык Пушкина. 4. То, что выражает, объясняет что–либо. Язык формул. Язык цифр. Язык жестов. Язык музыки. 5. Пленный, от которого можно получить нужные сведения. Добыть языка
3. Слово преподавателя
Республика Казахстан – многонациональное государство. Законом о языках определены статусы языков: казахский язык является государственным языком, русский язык официально употребляется наравне с казахским языком в государственных организациях и в органах местного самоуправления.
Законом утверждается, что каждый гражданин Республики Казахстан имеет право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения, творчества.
Для ведения документации в системе государственных органов, в государственных и негосударственных организациях используются казахский и русский языки.
4. Прочитайте текст и определите его основную мысль. Выпишите все прилагательные, которые сочетаются с существительным язык. Объясните значение полученных словосочетаний. Назовите способ связи слов в словосочетаниях.
Образец: государственный язык, международный язык.
По подсчетам ученых, на земле около трех тысяч языков. Есть языки, обслуживающие узкий круг говорящих (языки племен Африки, индейцев Америки); есть языки, обслуживающие нации и народности; есть языки международные, которые используются в качестве рабочих языков в ООН - Организации Объединенных Наций (английский, арабский, китайский, русский, испанский, французский), в других международных объединениях.
На русском языке публикуется почти половина всей издаваемой научной литературы и технической документации. Он открывает доступ не только духовным богатствам, накопленным и создаваемым человечеством.
По словам французского писателя Проспера Мериме, русский язык «богатый, звучный, живой, отличающийся гибкостью ударений и бесконечно разнообразный в звукоподражаниях, способный к передаче тончайших оттенков, наделенный подобно греческому, почти безграничной творческой мощью, кажется созданным для поэзии».
Современные поэты отмечают не только высокие качества русского языка, но и его роль как проводника богатой многовековой культуры.
Олжас Сулейменов пишет: «При помощи русского языка к нам приходит вся мировая культура. Я пишу на русском, но я казахский писатель, об этом говорят и содержание, и большинство стилевых признаков моих писаний". Известный лингвист В. Г. Костомаров отмечает: "Знание русского или английского языков открывает доступ к 70-80% всей информации, существующей в мире».
5. Составить диалог на тему «Почему я хочу знать русский язык?»
6. Спишите. Как вы понимаете основную мысль высказывания писателя А. Куприна. Объясните постановку тире в предложениях. Найдите фразеологизм и переведите его на родной язык.
Язык – это не история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры... Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.