Развитие нравственных качеств личности студента средствами иностранного языка (на примере китайского языка)

Научно-исследовательская работа по теории и методике обучения иностранному языку преподавателя ВУЗа, включающая в себя практикум по развитию нравственности на занятиях по иностранному языку для преподавателей ВУЗов.

Содержание

Введение
Глава I. Теоретические основы развития нравственных качеств личности средствами иностранного языка
1.1 Категория нравственности. Её сущность и содержание
1.2 Развитие нравственных качеств личности студента как проблема методики
1.3 Состояние проблемы на практике

Глава II. Опыт работы по развитию нравственных качеств у студентов языковой специальности при обучении иностранному языку
2.1 Опыт развития нравственных качеств у студентов в практической педагогической деятельности
2.2 Опыт работы автора по развитию нравственных качеств у студентов языковой специальности
2.3 Динамика развития нравственных качеств личности

Заключение
Библиографический список
Приложение 

Введение

Актуальность проблемы данного исследования обусловлена наличием ряда противоречий между:

- потребностью общества в становлении личности, способной к таким проявлениям высокой нравственности, как уважение, сочувствие, честность и др. и условиям социума, которые не всегда способствуют становлению желаемых личностных качеств;

- необходимостью формирования нравственной личности, способной к позитивному социальному взаимодействию и недостаточным использованием потенциала сферы образования для достижения этой цели;

- признанием необходимости построения содержания образовательного процесса, направленного на формирование нравственной личности, и реальной практикой конструирования образовательного процесса как средства развития нравственных качеств учащихся.

Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована наличием проблемы и в то же время её недостаточной разработанностью для применения в условиях высшего учебного заведения.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования нравственных качеств у студентов языковой специальности.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс по иностранному языку в педагогического ВУЗе на языковой специальности.

Предмет исследования: формирование нравственных качеств личности студента языковой специальности средствами иностранного языка.

Гипотеза исследования: формирование нравственных качеств у студентов педагогического ВУЗа языковой специальности, которые характеризуются наличием системы ценностных ориентаций, где превалируют духовные, идеологические и витальные ценности, будет эффективным, если:

- будет обеспечено единство речевой практики и теоретических знаний с использованием технологий, направленных на развитие нравственных качеств студентов педагогического ВУЗа;

- будут созданы благоприятные условия для развития данных личностных качеств.

- будут учтены особенности восприятия личности студента;

В соответствии с целью и предполагаемой гипотезой поставлены следующие задачи исследования

1. раскрыть сущностные характеристики и особенности нравственности;

2. изучить уровень развития нравственности студентов;

3. раскрыть специфику формирования нравственных качеств у студентов языковой специальности;

4. разработать методические рекомендации для педагогов по проблеме исследования.

Методы исследования: логика исследования обусловила использование теоретических методов: изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы; анкетирование, опрос, обобщение педагогического опыта; анализ результатов опытно-экспериментальной деятельности; статистическая обработка материалов исследования.

Студенты Амурского гуманитарно-педагогического государственного университета, факультета филологии и межкультурной коммуникации, г. Комсомольска-на-Амуре. 

Глава I. Теоретические основы развития нравственных качеств личности средствами иностранного языка

1.3 Состояние проблемы на практике

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) стали внутренними стимулами развития формирующейся личности.

В процессе изучения данной проблемы мы провели ряд экспериментов, в ходе которых применяли методику измерения отношения к соблюдению нравственных норм А.Б. Купрейченко [21] (Приложение 1). В этой методике отобрано пять характеристик, входящих в представление о порядочном человеке:

• правдивость (Рис.1);

• справедливость (Рис.2);

• ответственность (Рис.3);

• принципиальность (Рис.4);

• терпимость (Рис.5).

Результаты исследования показали, что по критерию «терпимость» 37% испытуемых крайне нетерпимы к ошибкам и недостаткам других людей, еще 42% имеют средний уровень, и только 21 % студентов отличаются высоким уровнем терпимости. Также нам удалось выяснить, что 65% участников тестирования в своей жизнедеятельности руководствуются принципами правдивости и справедливости, стараются поступать рационально, объективно и честно. Что же касается критерия «ответственность», здесь мы обнаружили низкий бал у большинства опрошенных, только 37% испытуемых показали результат выше среднего.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что структура ответов большинства участников опроса оказалась близка к характеристике порядочного человека, то есть в повседневной жизни они стараются быть справедливыми и честными, но не все из них обладают должной терпимостью, и не всегда они с полной ответственностью подходят к соблюдению нравственных норм.

Также в рамках изучения проблемы нами было проведено анкетирование среди студентов, изучающих китайский язык (со 2-ого по 5-ый курс) направления «Лингвистика», «Перевод и переводоведение» и «Иностранный язык». Целью исследования было выяснить, проводится ли со студентами на занятиях по китайскому языку работа по развитию нравственности и в каких формах работы это выражается. Кроме того, мы постарались выяснить, хотели бы сами студенты на занятиях по иностранному языку больше внимания уделять проблемам нравственности и морали.

Студентам были предложены следующие вопросы:

1. Обсуждайте ли Вы на занятиях по китайскому языку проблемы этики и морали? (Рис.6)

2. На занятиях по китайскому языку Вы чаще всего читаете тексты связанные с природой и экологией; затрагивающие проблемы нравственности и воспитания; страноведческого характера? (Рис.7)

3. Как часто на занятиях по китайскому языку Вам приходится сопоставлять понятия «добра» и «зла», анализировать поступки героев текста, выяснять насколько нравственны или безнравственны их действия? (Рис.8)

4. Считаете ли Вы, что на занятиях по китайскому языку нужно больше уделять времени проблема нравственности, воспитания и морали? (Рис.9)

5. Приходилось ли Вам на занятиях по китайскому языку в ситуативных заданиях выступать в роли какого-либо персонажа оценивать свои действия с точки зрения норм морали? (Рис.10)

6. Беседуя на свободную тему, Вы бы хотели обсудить…(Рис.11)

7. На занятиях по китайскому языку Вы с одногруппниками и преподавателем часто, обсуждая проблемный вопрос (заданная ситуация, текст и т.д.), стараетесь выяснить, является ли поведение героя (заданного персонажа) нравственным или безнравственным, рассматриваете его действия с позиции норм морали (Рис.12).

8. «Я думаю, что обсуждение нравственных проблем на занятиях по китайскому языку…» (Рис.13).

9. Анализируя текст, Вам с одногруппниками и преподавателем часто приходится решать, насколько морально или аморально поступают персонажи (Рис.14).

10. Бывает ли, что высказываясь по теме, Вам не хватает лексического запаса для выражения полной законченной мысли? (Рис.15)

11. Если бы у Вас была возможность выбрать темы для сочинения на китайском языке, какие темы Вы бы хотели осветить? (Рис.16)

Результаты исследования показали, что 43, 7% студентов в большей степени на занятиях по китайскому языку читают тексты страноведческого характера, такой же процент студентов на занятиях по иностранному языку больше внимания уделяют темам, затрагивающим проблемы нрав-ственности и морали, а у 12,6% опрошенных в приоритете тексты экологического характера. В ходе эксперимента также было установлено, что 43% студентов, беседуя на свободную тему, хотели бы обсудить отношения общества к людям с ограниченной ответственностью.

50% испытуемых затруднились ответить на вопрос о том, стоит ли на уроках иностранного языка больше внимания уделять проблемам нравственности, воспитания и морали. Это, на наш взгляд, свидетельствует о том, что некоторые студен-ты не в полной мере понимают, какие аспекты включают в себя понятия нравственности и морали. 34,3 % полагают, что нет необходимости обсуждать проблемы нравственности, морали, «добра и зла», так как уже обладают достаточным уровнем нравственного воспитания.

Наряду с этим, 56,2% опрошенных считают, обсуждение нравственных проблем поможет им увеличить лексический запас и повысит уровень владения иностранным (китайским) языком, а 28,1% полагают, что это повысит их собственный уровень нравственного воспитания, и только 6,25 думают, что это не окажет на них никакого влияния.

Из предложенных вариантов тем для сочинения (студенты выбирали 3 темы из 12). 58% студентов выбрали тему «Не оскудеет рука дающего», 61 % «Что такое хорошо?». 46 % студентов выбрали тему «Страноведение Китая», 43 %«Есть ли ложь во спасение?», 24% «Современная музыка», 11% «Чему учат в школе», 15% «Мой любимый спорт», 7% опрошенных проголосовали за «Историю создания ЭВМ», 4% за «квантовую физику» и 2 % за «Литературу вчера и сегодня».

Также, нам удалось выявить сложность, с которой нам придется столкнуться в ходе эксперимента – многие студенты осознают и признают, что им часто не хватает лексического запаса для формулировки и выражения полной законченной мысли, а, следовательно, им трудно объяснить все тонкости своего восприятия какой-либо ситуации, в мельчайших деталях описать свое отношение к той или иной проблеме, событию, поведению персонажа.

Таким образом, исследование показало, что на занятиях по иностранному языку проблемам нравственности, нравственного воспитания и морали уделяется недостаточное внимание. Также мы выяснили, что студенты проявляют интерес к этой проблеме, но не все из них в полной мере понимают значение и значимость данного вопроса, о чем свидетельствует то, что 34,3 % студентов языковой полагают, что достигли максимально возможного уровня нравственного развития и не видят необходимости рассмотрения данной проблемы.

Хотелось бы отметить, что с введением в образовательный процесс ФГОС второго поколения, педагоги уделяют повышенное внимание проблемному обучению. Этот способ активного взаимодействия субъекта с проблемно-представленным содержанием обучения можно использовать не только в образовательных, но и в воспитательных целях. В этой связи, постановка проблемных вопросов часто перекликается с вопросами нравственности, воспитания и морали («Бывает ли ложь во спасение?», «Можно ли украсть во имя спасения человеческой жизни?», «Что это – Родина?», «Обучение в России или за рубежом?», «Можно ли со своим уставом в чужой монастырь?» и другие).

Постановка подобных вопросов, с одной стороны, помогает преподавателям организовать самостоятельную работу учащихся, раскрыть их лексический и грамматический потенциал, а с другой, выявить их отношение к жизни, к соблюдению таких нравственных императивов, как справедливость, честность, терпимость и т.д. Но наиболее важным, на наш взгляд, является то, что проблемный вопрос направлен в будущее, в каждой проблемной ситуации есть историческая перспектива.

Это значит, что поведение учащихся при решении той или иной проблемной ситуации является проекцией (отражением) их поведения в реальной жизни. Следовательно, педагог может оценить нравственный потенциал учащихся и способствовать формированию таких личностных качеств, как трудолюбие, интернационализм, гуманность, смелость, сила воли, любознательность.

Работа представлена в сокращенном варианте, полную версию Вы можете скачать по ссылке ниже.

Автор: Хабибулина Олеся Владимировна, МОУ СОШ № 3, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, учитель иностранного языка
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!