Создание специальной коррекционно - развивающей среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), предусматривает необходимые условия для образования, воспитания, коррекцию познавательных, психических нарушений развития каждого обучающегося.
Для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточность) центральное место среди средств обучения и воспитания, коррекции познавательных процессов, эмоционально - волевых нарушений принадлежит наглядным, демонстрационным материалам.
ИКТ одно из средств в создании коррекционно - развивающей среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), позволяющее активизировать познавательную активность воспитанников, способствующее стимулировать и развивать память, мышление, повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению внеклассных, коррекционно-развивающих занятий, на занятиях самоподготовки.
Использование ИКТ должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.
Процесс организации обучения и воспитания детей с ОВЗ использованием ИКТ позволяет:
ИКТ могут использоваться: при объяснении, ознакомлении с новым материалом, закреплении, повторении, контроле, и в различных формах: презентации, тренажеры, логические игры и занимательные программы на развитие внимания и памяти, контрольные материалы.
Применение компьютера на занятиях самоподготовки – один из путей поддержки у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), положительной мотивации к получению знаний, способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.
Самоподготовка – один из важнейших моментов в учебно-воспитательном процессе специальной школы-интерната. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.
Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий обучающиеся могут достигнуть следующих результатов:
Наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий:
Использование презентаций - способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания, позволяет обеспечить методическую и дидактическую поддержку различных этапов самоподготовки, оптимально использовать время.
Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и.т.д.
Презентации используемые на занятиях можно разделить по дидактическим целям:
Первый этап самоподготовки - организационный. Задача: убрать лишние предметы. Подготовить свое рабочее место для занятия.
Второй этап - выполнение домашнего задания. Перед выполнением целесообразно проводить "Разминку ума".