Информационно-коммуникационные технологии в работе воспитателя с детьми ОВЗ

Создание специальной коррекционно - развивающей среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), предусматривает необходимые условия для образования, воспитания, коррекцию познавательных, психических нарушений развития каждого обучающегося.

Для детей с ОВЗ (интеллектуальной недостаточность) центральное место среди средств обучения и воспитания, коррекции познавательных процессов, эмоционально - волевых нарушений принадлежит наглядным, демонстрационным материалам.

ИКТ одно из средств в создании коррекционно - развивающей среды для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), позволяющее активизировать познавательную активность воспитанников, способствующее стимулировать и развивать память, мышление, повысить мотивационную готовность детей с ОВЗ к проведению внеклассных, коррекционно-развивающих занятий, на занятиях самоподготовки.

Использование ИКТ должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребенка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.

Процесс организации обучения и воспитания детей с ОВЗ использованием ИКТ позволяет:

  • сделать этот процесс интересным, увлекательным и ярким, разнообразным по форме за счет использования мультимедийных возможностей современных компьютеров;
  • эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации материала, делая его более понятным и доступным для обучающихся;
  • осуществлять поиск необходимого материала, что в дальнейшем будет способствовать формированию у обучающихся потребности в поисковых действиях;
  • развивать психические функции обучающихся: мышление (и том числе алгоритмического), внимание, память, воображение, речь и т.д.;
  • индивидуализировать процесс обучения и воспитания за счет наличия разноуровневых заданий, использовать удобные способы восприятия информации.
  • раскрепостить обучающихся при ответе на вопросы, т.к. компьютер корректно реагирует на ошибки, позволяет самостоятельно анализировать и исправлять допущенные ошибки;
  • корректировать свою деятельность благодаря наличию обратной связи, в результате чего совершенствуются навыки самоконтроля.

ИКТ могут использоваться: при объяснении, ознакомлении с новым материалом, закреплении, повторении, контроле, и в различных формах: презентации, тренажеры, логические игры и занимательные программы на развитие внимания и памяти, контрольные материалы.

Применение компьютера на занятиях самоподготовки – один из путей поддержки у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (интеллектуальной недостаточностью), положительной мотивации к получению знаний, способ представления и облегчения процесса восприятия и запоминания информации, для коррекции нарушений устной и письменной речи, развития памяти, мышления, внимания.

Самоподготовка – один из важнейших моментов в учебно-воспитательном процессе специальной школы-интерната. Успешное проведение самоподготовки способствует решению одной из главных задач коррекционной школы – формированию у воспитанников умения самостоятельно трудиться.

Можно отметить, что с помощью использования информационных технологий обучающиеся могут достигнуть следующих результатов:

  • дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;
  • глубже постигаются понятия числа и множества;
  • быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;
  • тренируется внимание и память;
  • дети раньше овладевают чтением и письмом;
  • активно пополняется словарный запас;
  • развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;
  • воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
  • развиваются воображение и творческие способности;
  • развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

Наиболее популярны следующие виды компьютерных технологий:

  • Компьютерные игры;
  • Тренажеры;
  • Тесты;
  • Компьютерные презентации.

Использование презентаций - способствует развитию наглядно-образного мышления, внимания, позволяет обеспечить методическую и дидактическую поддержку различных этапов самоподготовки, оптимально использовать время.

Каждый слайд презентации представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и.т.д.

Презентации используемые на занятиях можно разделить по дидактическим целям:

  • Применяемые при усвоении новых знаний.
  • Используемые для закрепления знаний.
  • Помогающие ученикам в организации деятельности.

Задание: убрать лишние предметыЗадание: убрать лишние предметы

Первый этап самоподготовки - организационный. Задача: убрать лишние предметы. Подготовить свое рабочее место для занятия.

"Разминку ума""Разминку ума"

Второй этап - выполнение домашнего задания. Перед выполнением целесообразно проводить "Разминку ума".

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад, обмен опытом