Современная система образования имеет своей целью обеспечение экологического воспитания, формирующего бережное отношение к природе.
Под экологическим воспитанием понимается процесс формирования осознанно-правильного отношения детей к объектам природы, с которыми они непосредственно контактируют. Формирование у детей экологической культуры, воспитание любви к живой природе является одной из важных задач дошкольного воспитания.
Познавая живое, максимально приближаясь к нему, ребенок учится беречь, уважать, заботиться об окружающем. Развивая экологическую культуру, мы развиваем в ребенке опыт исследовательской деятельности, познавательную активность, развиваем устойчивый интерес детей к природе, формируем такие интегративные качества как любознательный, активный, эмоционально отзывчивый.
Экологическое образование детей дошкольного возраста имеет важное значение, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития. Приобщение детей к экологической культуре возможно через создание необходимых условий, через создание содержательной и интересной эколого-развивающей среды, как в группах, так и на участке ДОУ.
Используя новые формы организации образовательного процесса, достигается максимально положительный результата. Для детей дошкольного возраста, как известно, характерны специфические возрастные особенности: кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость, повышенная двигательная активность, стремление к игровой деятельности.
Дидактические игры позволяют детям в живой и непосредственной форме: накапливать сенсорный опыт, уточнять представления и знания о свойствах окружающих предметов, развивать умение, выделять сходства и различия, совершенствовать восприятие, внимание, память. Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Игра, в которой сохранены и синтезированы элементы познавательного, учебного и игрового общения, является дидактической игрой. Если дидактическая игра включена в познавательный процесс, то она увеличивает его привлекательность для детей, способствует развитию, совершенствованию, развивает детское творчество. Поэтому использование разнообразных дидактических игр по экологическому воспитанию способствует внесению эмоционального компонента, помогает детям в доступной для них форме познавать окружающее.
Дидактические игры с экологическим содержанием способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к окружающему, формированию у детей основ нравственно-экологической позиции личности, формированию экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида:
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы. Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством.
В играх решают задачи на сравнение, классификацию, установления последовательности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о предметной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определении предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по одному признаку (цвету, форме, качеству, назначению, материалу и др.), что очень важно для развития отвлеченного логического мышления.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные цветы, камушки, ракушки) я применяю при проведении таких дидактических игр, как "Чьи это детки?", "С какого дерева лист?", "Собери букет из осенних листьев" и др. я организую их во время прогулки, непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются знания детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к природе, бережное к ней отношение.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей. Они разнообразны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие задачи, которые решаются при их использовании. Самое простое задание в такой игре - нахождение среди разных картинок совершенно одинаковых: по форме, цвету и др. Для развития памяти используются игры, направленные на запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание картинок, а затем определить, какую из них перевернули вниз рисунком
Данные игры разработаны с учетом возрастных особенностей, направлены на решение образовательных, воспитательных и коррекционно-развивающих задач.
Разработанные игры необходимо использовать, ориентируясь на возрастные показатели и стартовые возможности детей: особенности их познавательного развития, интересов, эмоционального восприятия окружающего.
Проведение различных игр экологического и познавательного характера, слушание, чтение и рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные знания, умения и навыки. Поэтому дидактические игры являются эффективным средством обучения и воспитания детей. С помощью дидактических игр формируются, уточняются, расширяются и закрепляются имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных.
Дидактические игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности дают возможность детям оперировать самыми предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
Играя, ребенок познает внешнее строение цветов, учится сравнивать, находить сходства и различия между растениями, узнает о среде обитания растений, способах ухода за ними, а также видеть прекрасное в этом необъятном загадочном мире природы!
Дидактическая игра "У кого какой цветок"
Задачи: упражнять детей в различении двух растений, похожих по внешнему виду, учить сравнивать эти растения, начиная с существенных признаков, развивать наблюдательность, добиваться использования наиболее точных слов, характеризующих растение, обогащать словарь детей за счет прилагательных, развивать связную речь.
Материал: картинки с изображением цветов, похожих по нескольким признакам (например, одуванчик, мать-и-мачеха).
Ход игры: на столе лежат несколько пар картинок изображениями вниз. Воспитатель предлагает взять по одной картинке из каждой пары. Затем открывает любую из оставшихся на столе картинок и рассказывает о цветке, который изображен на ней. Ребенок, у которого растение по внешнему виду похоже на растение воспитателя, рассказывает о своем растении.
Дидактическая игра "Каждому цветку – свое место"
Цель: упражнять в назывании мест произрастания цветов, развивать внимание, мышление, память.
Материал: картинки с изображением цветов, иллюстрации разных мест произрастания растений (поле, луг, сад).
Ход игры: воспитатель напоминает, что в природе разные растения растут в разных условиях: в поле, на лугу, в саду, и предлагает положить картинки растений к картинкам с местами их произрастания.
Дидактическая игра "Что лишнее"
Задачи: упражнять детей в умении объединять растения по одному признаку.
Материал: картинки с изображением цветов.
Ход игры: воспитатель поочередно выставляет по 3 картинки с изображением растений и предлагает сказать, которое из них лишнее. Два растения подбираются по признаку места их произрастания (луг, поле, сад, третье - произрастающее в другом месте (например: ромашка, роза, колокольчик).
Дидактическая игра "Что изменилось?"
Задачи: закреплять названия цветов, развивать внимание, память, сообразительность.
Материал: подборка картинок с цветами.
Ход игры: воспитатель расставляет картинки на мольберте. Детям предлагается закрыть глаза, в этот момент картинки меняются местами или некоторые из них убираются. Усложнение игры заключается в постепенном увеличении числа картинок, которые меняют местами или убираются.
Скачать полную версию статьи вы можете по ссылке ниже