Авторская многофункциональная игра «Расшифруй птицу по признакам» (с элементами ОТСМ ТРИЗ РТВ)

Актуальность разработки

Данная игра направлена на развитие навыков научно-технического творчества (креативность, мышление, исследовательская, изобретательская и инновационная деятельность).

Любая содержательная деятельность включает мыслительные процессы. Успешное овладение той или иной деятельностью в значительной мере зависит от совершенствования и развития этих процессов.

Игра настольная, познавательно – речевая. Это коллективная игра, в игре могут принимать участие от 1 до 20 участников. 

Данная игра рекомендуется для детей старшего дошкольного возраста.

С помощью данной игры решается одновременно несколько задач: развитие психических функций ребенка (память, мышление, воображение, воля), расширение его представлений об окружающем мире, пополнение и активизация словарного запаса, развитие связной речи, воспитание толерантности. Она может использоваться и как форма обучения, и как самостоятельная игровая деятельность.

Проводя игру, можно определить уровень освоения детьми модели «Элемент – Имя признака – Значение признака».

Вариативность игры зависит от общего развития ребенка и от уровня овладения ребёнком моделью «Элемент – Имя признака – Значение признака» («ЭИЗ») – где элемент - это Объект, Имя признака – например, цвет, форма, температура, Значение признака – например, синий, круглый, холодный. Если ребёнок затрудняется, взрослый помогает ему вопросами.

Игровое поле. На нем по периметру модели Имена признаков закрытые вращающимися кругами трех цветов (красными, желтыми, синими). В центре поля три прозрачных кармашки для картинок.

В игре есть набор шифрокарт – карточки (на них три круга, трех цветов (цвета вращающихся кругов) на них изображены цифры от 1 до 6 (количество вращающихся кругов) и направление отсчета (по часовой, против часовой).

Правила игры

Вариант № 1

1. Выбирается Объект (в кармашек вставляется 1 картинка с изображением объекта живого мира - птицы). Например: синица.
2. Участнику предлагается одна из шифрокарт, в соответствии с которой, он открывает 3 модели Имен признаков. Например: размер, цвет, части.
3. Участник называет Значения данных Имен признаков у данного объекта. Например: Синица – меньше, чем ворона (сравнение), желтая грудка и т.д., голова, туловище, крылья и т.д.

Вариант № 2

1. Один из участников выбирает из предметных картинок 2 объекта, вставляет их в кармашки.
Например: воробей, сова.
2. Играющие выбирают одну шифрокарту для всех и открывают 3 модели Имен признаков.
Например: Цвет, рельеф, место.
3. Участник называет Значения данных Имен признаков у данных объектов, сравнивая между собой.

Например:

По цвету: у воробья окрас серый, у совы - пестрый;
По рельефу оперенья - гладкие;
Место: воробей живет под карнизом, а сова в дупле…

Вариант № 3

1. Выбирается Объект (в кармашки вставляется 1 картинка с изображением объекта живого мира (птица), но её видит только участник – ведущий).
2. Участникам предлагается одна из шифрокарт, в соответствии с которой, открывается 3 модели Имен признаков. Например: Цвет, действие, место.

3. Участник - ведущий описывает Объект по заданным Именам признаков, не называя Объект. Например: Этот объект по цвету имеет пестрое оперение, на голове красный беретик, действие – стучит по дереву, живет в лесу.
4. Участники – игроки отгадывают, что за Объект изображен на картинке.

Например: Дятел.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад