Характеристика на ребенка с РАС

Характеристика на дошкольника с расстройством аутистического спектра (РАС)

Характеристика на воспитанницу МБДОУ «Детский сад № 12 Софию Игоревну П. (дата рождения: 27 декабря 2012 года).

София посещает детский сад 08.09.2014 г. Девочка охотно ходит в детский сад, болеет редко. София во время дневного сна засыпает с трудом, но сон спокойный, продолжительный.

Может самостоятельно кушать, используя ложку, пить из чашки. Иногда может брать пищу рукой из тарелки другого ребенка. При условии полного наблюдения и сопровождения взрослого, вытирает руки полотенцем, использует мыло. Самостоятельно в течение дня не проявляет стремления к поддержанию опрятности.

К трем годам София частично научилась пользоваться туалетом: процесс мочеиспускания практически контролирует самостоятельно, но процесс дефекации происходит непроизвольно. Совместная игровая деятельность со взрослым не продолжительна, и содержит малый перечень манипуляций с предметами - заместителями.

Например, в сюжетно ролевой игре со взрослым «Угостим куклу чаем», София подходит на несколько секунд к играющим, берет чашку и производит несложное действие с ней, тут же отходит и полностью переключается на другой вид деятельности. 

Игровые действия с детьми больше носят наблюдательный характер, иногда может отобрать игрушку у другого ребенка и убежать с ней. Совместные игровые манипуляции со сверстниками София может выполнять только при помощи взрослого. Например, воспитатель предлагает построить дорогу из яркого конструктора в совместной деятельности, просит Софию подать деталь конструктора «Lego».

София подает воспитателю деталь. При неудавшейся попытке соединить две детали между собой категорично отказывается выполнять действие предложенное воспитателем, однако продолжает подавать детали конструктора, прикладывая их, друг к другу, тем самым стараясь продолжить дорогу в длину.

Очень любит играть с прищепками в д\и «Сделай цветок», но при действии с прищепками не стремится выполнять дидактическую задачу подбора предметов по цвету, ее больше интересуют хаотичные действия с ними: прикреплять произвольно по периметру коробки и при завершении, снимать и складывать их снова в коробку, затем одевать прищепки на пальцы одной руки, затем снимать и складывать их снова в коробку, убрав ее на место. Такие игровые манипуляции девочка может повторять в течение дня от 4 до 6 раз.

Любые попытки по определению знаний у Софии о цвете, форме, величине с использованием другого дидактического материала заканчиваются неудачей, то есть на просьбу взрослого подать предмет определенного признака девочка обычно подает предмет, не определяя его принадлежность к определённому признаку. Настаивание взрослого на правильном выполнении просьбы вызывают у ребенка раздражение и недовольство.

Девочка охотно проявляет инициативу в общении со всеми взрослыми и даже с теми, которые не работают постоянно на группе: медицинская сестра, заведующий, заместитель заведующего - может повиснуть или залезть на колени взрослого, заглядывая в глаза и пытаясь, что-то рассказать.

К совместной образовательной деятельности со взрослым и детьми иногда проявляет интерес, но при условии если на занятии используются яркие незнакомые атрибуты либо особо ярко окрашенные эмоциональные моменты. Например, на музыкальном занятии педагог использовал яркие погремушки, София заинтересовавшись звучащими игрушками ненадолго включается в совместную деятельность и повторяет несложные движения демонстрируемые взрослым (бегает, кружится), но в завершении музыкально-ритмических движений в выполнении упражнения «спрятали игрушки» София уже не принимает участие, а продолжает выполнять понравившиеся ей действия с погремушками.

София требует повышенного внимания со стороны взрослого и его непосредственной включенности в деятельность. В ситуации отсутствия заинтересованности к организованной образовательной деятельности может заниматься своими делами, лежать, топать, пищать или держится в стороне и вообще не включаться в совместную деятельность. Например, во время Новогоднего утренника София была отстранена от детей: в игровой и музыкально-ритмической деятельности не принимала участия, а обходила стульчики по кругу и поочередно подходила к гостям, обнимаясь с каждым. Далее ее внимание переключалось на другие предметы, не используемые в рамках образовательной деятельности.

Просьбы воспитателя по наведению порядка в группе София воспринимает не сразу (она как бы отсутствует). Для того чтобы она обратила внимание на слова педагога и начала выполнять указания, необходимо взять ее за руку подвести, показать, положить в руку игрушку и вместе с Софией отнести ее на место. При этом нужно многократно повторить просьбу и осуществлять контроль её выполнения. Ребенок не может довести начатое дело до конца без сопровождения взрослого и его непосредственного напоминания о выполнении задания.

Прощается и здоровается София при помощи жестов. Речь Софии не развита, невнятна, практически непонятна для окружающих. С трудом ее речь распознается взрослыми, проводящими с ней большую часть времени. Иногда, испытывая потребность в эмоциональном контакте со взрослым, может подойти взять руками лицо взрослого и подтянуть к себе, таким образом сосредоточивая его взгляд и все его внимание на себе.

У ребёнка недостаточно развита координация движений, о чем свидетельствует немного неуклюжая походка, при этом София может совершать действия очень быстро, практически молниеносно. Темп деятельности неравномерный. Объём устойчивой  работоспособности кратковременный (5 -10 мин).

Внимание.

Переключаемость характеризуется отвлекаемостью. Значительно снижены распределение внимания и его концентрация. Мышление наглядно-действенное. Задания невербального характера выполняются ребёнком лучше, чем вербализированные задания. Софии не доступны простые классификации обобщения. Работа с простыми контурами затруднена. Задания на зрительно-двигательную координацию выполняет без учета величины, формы и цвета. Цвета не соотносит. Определение процессов памяти и восприятия затруднены из-за индивидуальных особенностей ребенка.

Познавательная активность значительно снижена, истощаема, преобладает манипуляция с одними и теми же игрушками. Общая координация движений снижена, мелкая моторика развита не достаточно. Понимание речи только на обиходно-бытовом уровне. Воспринимает простые побуждения и инструкции: сядь на стул, возьми мяч, пойдем в группу, мой руки.

Объем воспринимаемых высказываний очень медленно расширяется, для этого необходимо многократное повторение. Пассивный словарь наполнен предметами ближайшего окружения и простейших действий. Активный словарь включает несколько слов и звукоподражаний: «пока», «мама», «на», «ми - ми». Голосовая активность при общении проявляется обычно в виде спонтанного повторения звукокоплексов: «ба-ба-ба», «ми – ми - ми».

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!