«Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования»

Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает коррекционно-развивающие и профилактические направления деятельности до­школьного образовательного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных. Дети с отклонениями в речевом развитии сегодня составляют самую многочисленную группу - до 80 % от всех детей.

 

Полноценное развитие всех средств речи и ее основных функций в период дошкольного детства служит залогом сохранения нервно-психического здоровья и социализации детей, успешного становления учебной деятельности и адаптации к школьному обуче­нию. Актуальная потребность и задача дошкольного образования на современном этапе - всесторонняя проработка организационно-содержательных аспектов логопедической и профилактической помощи.

Процесс адаптации в обществе детей с речевыми нарушениями имеет свои особенности. Речевая недостаточность неблагоприятно отра­жается на психофизическом развитии ребенка, особенно если нарушение носит органический характер (дизартрия, алалия, ринолалия). В первую очередь страдают восприятие и воспроиз­ведение устной речи, что приводит к нарушению социальных контактов ребенка с окружающими людьми.

Процесс коммуникации, в который во­влекается плохоговорящий ребенок, затруднен: его собственная устная речь страдает аграмматизмами, ошибками в звукопроизношении, бедным словарным запасом. У этих детей может возникать страх, что нормально развивающиеся сверстники их не поймут, что над ними будут смеяться.

Известно, что одним из факторов полноценного развития ребенка является его общение со сверстни­ками в разнообразной совместной деятель­ности. Общение как бы пронизывает весь процесс совместной деятельности от нача­ла до конца, играя организующую роль. Но возможны ли общение и совместная деятельность детей с хорошей речью и детей с общим недоразвитием речи, их взаимодействие?

Еще Л.С. Выготский придавал большое значение включению детей с нарушения­ми развития в разнообразную социально значимую деятельность, где появляется потребность в общении и развивается устная речь. В процессе такой совместной деятельности дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать тот потенциал, ко­торый позволяет им ощутить свою неза­висимость и устойчивость в этой жизни; они имеют возможность проявить иници­ативу, самостоятельность, что обеспечи­вает их адаптацию к окружающей среде и интеграцию в независимую жизнь.

Идея инклюзии, то есть, включающего образования, все чаще сегодня рассматрива­ется как инновационный этап на пути достижения масштабной цели - «включающего общества», которое позволит всем детям, независимо от пола, возраста, способностей, нарушений развития, участвовать в жизни этого общества и вносить в нее свой вклад.

Ожидается, что в таком гуманном обществе не останется места дискриминации, предрас­судкам в политике, повседнев­ной жизни и деятельности учреж­дений, отличия будут уважаться и цениться. В ходе такого образования дети с ограниченными возможностями здоровья могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Система психолого-педагогической помощи в инклюзивном образовании основана на социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Инклюзивное образование дает возможность расширить охват нуждающихся детей необходимой им специальной логопедической помощью, обеспечить «особым» детям возможность интегрироваться в среду нормально развивающихся сверстников безболезненно, обеспечить педагогам, работающим с интегрированными детьми, постоянную и квалифицированную методическую поддержку.

Психологическую сущность сопровождения процесса развития старших дошкольников с ОВЗ составляет особая социально-психологическая среда полифункционального детско-взрослого взаимодействия, построенная на принципах сопричастности, сотрудничества, содействия, обеспечения и поддержки в решении проблем инклюзивного дошкольного образования, которая и может являться основным условием эффективности учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в плане сохранения психологического здоровья всех субъектов взаимодействия, их полноценного развития и личностного роста.

Эффективность комплексного сопровождения может быть обеспечена определением функциональной направленности, позволяющей осваивать содержательную и технологическую сторону диагностической, коррекционной и развивающей работы.

Психологическим механизмом эффективного развития старших дошкольников в условиях инклюзивного образования является постепенное усложнение социально-ролевого поведения детей в процессе общения со сверстниками и значимыми взрослыми.

Результативность комплексного сопровождения обеспечивается его содержательно-технологическим междисциплинарным подходом, предполагающим интеграцию различных (педагогических, психологических и других) технологий в процессе коррекционной работы.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ направлено на организацию тесного сотрудничества учителя-логопеда с медицинским персоналом дошкольного учреждения, инструктором по физическому воспитанию, музыкальным руководителем, воспитателями инклюзивной группы, родителями.

Таким образом, важнейшим условием инклюзии является наличие грамотной системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения, включающей систематического наблюдения, индивидуальных программ обучения и коррекции. Необходимо более подробно рассмотреть такую важную составляющую, как работа со средой (социальным окружением), в которую интегрируется ребенок с ОВЗ.

Построение эффективной модели обучения, воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья позволит решать проблемы внутри образовательной среды учреждения.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!