Цель урока: способствовать формированию у учащихся понятий "подлежащее" и "сказуемое" и научить находить их в предложении.
Задачи:
Оборудование: учебник, тетрадь, карточки, презентация.
- Здравствуйте ребята! Меня зовут Анастасия Павловна, и сегодня я проведу у вас урок русского языка. Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Я надеюсь, вы сегодня будете внимательными, ведь мы отправимся в далекое путешествие к царству "Предложений".
- Правят в нем Король Подлежащее и королева Сказуемое.
- Они не могли жить друг без друга и очень редко расставались.
- Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы кто? Что?
- А королева была ужасной болтушкой и отвечала на множество вопросов: что делает? что сделает? Что делал? Что сделал?
- И одевались они тоже по-разному. Король любил носить мантию из существительного, а королева чаще всего была в платье из глагола.
- Теперь вы знаете, кто правит этим царством. Но король очень мудрый правитель, не пускает в королевство кого попало, а только умных ребят, и чтобы проверить это он загадывает всем свои загадки. Давайте прочитаем, что же он загадал.
Загадки
Рыжая хозяюшка
Из лесу пришла,
Всех кур пересчитала
И с собой унесла.
Кто же это? (лиса)
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
"Что за время года?" - спросим.
Нам ответят: "Это…" (осень)
Шляпа металлическая,
Глаза стеклянные,
Сам кирпичный,
Для семьи он главный! (дом)
- Молодцы! Теперь красиво запишем эти слова в тетрадь и поставим ударение.
- Итак, мы зашли в царство "Предложений". Но произошла беда, и Король с Королевой не могут разобраться с делами государственными и просят у нас помощи, а если мы справимся, то получим сюрпризы.
- Так давайте же поможем. Откройте учебник на стр. 32 упр. 35.
- Кто прочитает нам предложения?
- Давайте рассмотрим их. Первое предложение: Ветер дует.
- О чем говорится в предложении? (о ветре)
- На какой вопрос отвечает слово ветер? (что?)
- Каким членом предложения оно является? (подлежащим)
- Как подчеркивается? (Одной чертой)
- Что делает ветер? (дует)
- На какой вопрос отвечает? (что делает?)
- Чем является в предложении? (сказуемым)
- Как подчеркивается? (двумя чертами)
- Молодцы, а теперь перепишите это предложение в тетрадь и подчеркните главные члены предложения.
Птицы поют.
- Какое слово является подлежащим? (птицы)
- Почему? (Потому что отвечает на вопрос что?)
- Как подчеркивается? (одной чертой)
- А каким членом предложения является слово "летят"? (сказуемым)
- На какой вопрос отвечает? (что делают?)
- Как подчеркивается? (двумя чертами)
- Правильно, теперь остальные два предложения самостоятельно перепишите и подчеркните главные члены предложения.
- Кто сделает задание поднимите сигнальную карточку вверх. Проверим вместе.
- Устали мы выполнять задания. Давайте немножко отдохнем. Встаем из-за парт. (дети повторяют за учителем)
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуть, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
- У вас на столе лежат карточки с заданием от Королевы, прочитайте задание.
- Я предлагаю вам вместе с соседом по парте найти подлежащие и сказуемое, подчеркнуть их.
- Когда вы выполните задание, поднимите сигнальную карточку, чтобы я видела.
Вопросы по заданию.
1. Опадают желтые листья. 2. В лесу росла стройная ель. 3. Девочка читает интересную книгу.4. В лесу мама нашла красивый гриб. 5. Ярко светит солнышко. 6. Малыши лепили снеговика. 7. Собака громко лает. 8. Люда рисовала красками. 9. По дороге быстро мчится машина. 10. Собака погналась за зайцем. 11. Олег красиво пишет в тетради.
- Молодцы. Вы справились со всеми заданиями! Давайте еще раз вспомним.
- Как называются главные члены предложения? (Подлежащее и сказуемое)
- На какие вопросы отвечает подлежащее? (Кто? Что?)
- На какие вопросы отвечает сказуемое? (Что делает? Что сделает?)
- Как они подчеркиваются. (Подлежащее – одной чертой. Сказуемое – двумя чертами)
- Правильно, молодцы!
- Наше путешествие подходит к концу. Давайте друг другу похлопаем за хорошую работу.
- Понравилось вам в царстве "Предложений"? (дети отвечают)
- Хотели бы еще раз туда вернуть?
- Это замечательно. Так как вы сегодня все усердно работали, были активными, Король и Королева попросили всем дать награду. (раздаю наклейки)
- А теперь, кому все было понятно, интересно поднимите большой пальчик вверх.
- У кого были затруднения палец по середине.
- А кто ничего не понял, было не интересно покажите палец вниз.
- Всем спасибо за хорошую работу, урок окончен.