Конспект урока русского языка 2 класс "Распространенные и нераспространенные предложения"

Цель урока: формирование знаний о распространенных и нераспространенных предложениях.

Задачи:

  • познакомить с понятиями "распространенное предложение" и "нераспространенное предложение";
  • учить находить в предложении подлежащее и сказуемое, а также второстепенные члены.

Планируемые результаты:

  • уметь различать предложения по наличию второстепенных членов: распространенные и нераспространенные предложения;
  • распространять грамматическую основу предложения второстепенными членами;
  • уметь составлять распространенное предложение.

Основные термины: подлежащее, сказуемое, второстепенные члены предложения, распространенные предложения и нераспространенные..

Ход урока

Мотивационный этап

Прозвенел уже звонок, начинается урок.
А теперь все повернитесь и друг другу улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, друзьям и садитесь по местам.

- Ребята, сядьте правильно, выпрямите спину, ноги стоят ровно, стопы на полу. Обе руки лежат на парте.
- Давайте проверим вашу готовность к уроку. У вас на парте должны лежать: учебник, тетрадь и пенал. Свою готовность покажите правильной посадкой.

Постановка учебной задачи

- Откройте ваши рабочие тетради отступите от последней записи 2 рабочие строки вниз и по середине запишем дату. На следующей строке по середине запишем классная работа.
- Какая сегодня дата? При письме помните о наклоне тетради, ручку держите правильно. Пишите аккуратно и красиво.

- Ребята, помогите мне вспомнить, в русском языке существуют предложения, состоящие только из грамматической основы, а какие же еще есть предложения, имеющие не только грамматическую основу, а еще и… помогите мне вспомнить. (второстепенные члены)
- А как же называются данные предложения? Я вижу у вас возникло затруднение.

- Сегодня мы узнаем, как же называются эти предложения. Но перед тем как начать говорить об этих предложениях, необходимо определить тему урока.
- Для этого вам нужно вставить недостающие слова в предложение.
- Слова, которых не хватает в теме на слайде спрятались в ваших учебниках на странице 35. Найдите же эти слова. Итак, какие же слова нам необходимо вставить?

Тема: Что такое распространенные и нераспространенные предложения. Чтобы урок получился четким и слаженным необходима цель. Для ее определения, вам необходимо вставить пропущенные слова в предложение.

Цель: познакомиться с распространенными и нераспространенными предложениями.

Для достижения поставленной цели необходим четкий план действий, для его определения вам необходимо поставить задачи в правильной последовательности.

План:

  1. Узнаем, какие предложения называют распространенными, а какие и нераспространенными.
  2. Научимся находить распространенные и нераспространенные предложения в тексте.
  3. Сможем составлять распространенные и нераспространенные предложения.

Учебные действия

- Ребята, какое время года на дворе?
- Как ее можно охарактеризовать? (золотая, дождливая, теплая и т.д.)
- А теперь составьте предложение со словом осень, а также со словом, которым мы ее охарактеризовали. Назовите его.

- Запишем предложение. Наступила золотая осень. Держим ручку правильно, и помним о наклоне тетради.
- В каждом предложении, какие есть члены предложения?
- Давайте найдем главные члены предложения.

- О чем говорится в предложении? (Об осени)
- Какой это член предложения? (Подлежащее)
- Как подчеркивается подлежащее? (Одной чертой)

- Что говорится об осени? Что она сделала?
- Какой член предложения? (Сказуемое)
- Как подчеркивается сказуемое? (Двумя чертами)

- Осень какая? (Золотая) Это какой член предложения?
- Как подчеркиваем второстепенные члены? (Волнистой линией)
- Подчеркните слово "Золотая" волнистой линией.

- Молодцы! Вы справились с заданием. Открываем учебник на стр. 35, упр. 39
- Прочитайте текст, определите, на какие две группы можно распределить предложения?
- Кто догадался, поднимаем руку. Как можно назвать предложения только с главными членами? Подсказка есть в учебнике.

- А предложения, которые состоят не только из главных, но и с второстепенными членами?
- Найдем и прочитаем новое правило, которое объясняет нам о том, какие предложения называют распространенными, а какие нераспространенными.
- Кто прочитает нам правило? Кто повторит?

- Давайте же сделаем вывод несмотря в учебник, какие же предложения называют распространенными? А какие нераспространенными?
- Сейчас я буду читать вам предложения, а вам необходимо сказать какое это предложение распространенное или нераспространенное и почему.

  1. Стучал дятел.
  2. Идет холодный дождь.
  3. Запели птицы.
  4. Громко звенит школьный звонок.
  5. Звонко поют птицы.

- Молодцы, вы смогли отличить распространенные предложения от нераспространенных. Мы выполнили первую задачу нашего урока?

Физминутка

Запишем предложения, с красной строки, с большой буквы. (Один ученик пишет у доски)
Кружатся листья. В воздухе кружатся золотые листья.

- В конце каждого предложения не забываем ставить точку.
- Подчеркнем главные члены предложения.
- О чем говориться в первом предложении? Листья - это какой член предложения? Подчеркнем одной чертой. Что говориться о листьях?

- Кружатся - какой член предложения? Подчеркните сказуемое двумя четами. Как вы думаете, какое это предложение распространенное или нераспространенное? Почему?
- О чем говорится во втором предложении? (О листьях)
- Это какой член предложения? Подчеркиваем.

- Что говорится о листьях? Задаем вопрос от листьев. Листья, что делают? (Кружатся)
- Это какой член предложения? Подчеркиваем.
- Какое это предложение, распространенное или нет? Почему? Назовите их? Подчеркнем волнистой линией второстепенные члены.

- Как распространить предложение, состоящее из грамматической основы? (дополнить его второстепенными членами)
- На ваших столах находятся карточки, возьмите их. Сейчас вам необходимо выполнить парное задание.
- Помним о правилах работы в парах. В первом задании вам нужно подчеркнуть нераспространенные предложения.

- А во втором, наоборот, распространенные. Отметь нераспространенные предложения.

  1. Кошка кормит котенка.
  2. Мышка пищит в норке.
  3. Книга лежит.
  4. Лисица охотится.
  5. На окне лежит шарф.
  6. Ольга пишет.

Отметь распространенные предложения:

  1. Маленький зайчик спешит к маме.
  2. Папа чинит машину.
  3. Цветок расцвел.
  4. Игорь пишет письмо другу.
  5. Мама спит.
  6. Валя рисует.

- Проверим правильность выполнения. Какие нераспространенные предложения из первого задания вы подчеркнули?
- Какие распространенные предложения из второго задания подчеркнули?
- Вы отлично справились с заданием. Мы выполнили с вами вторую задачу нашего урока?

Контроль и самоконтроль

- Обратите внимание на слайд. Вы можете увидеть 3 числа, под которыми написаны слова, из которых вам необходимо составить предложения.
- Эти предложения записываем в тетрадь. Каждое новое предложение пишем с красной строки.
- Но перед тем, как мы начнем писать разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

1. Какое же предложение составим из слов под цифрой один? В, рыжий, живет, лесу, бельчонок. (В лесу живет рыжий бельчонок)
- Запишем его в тетради, один ученик у доски. Помним о наклоне тетради. Подчеркнем грамматическую основу.

- От какого слова задаем вопрос? Бельчонок - это подлежащее, подчеркиваем столькими чертами? Бельчонок что делает? Подчеркиваем сказуемое.
- Подчеркнем второстепенные члены. Бельчонок какой? Бельчонок где живет? Подчеркиваем волнистой линией. Какое это предложение, распространенное или нераспространенное?

2. Следующее предложение составит…
Норке, тихо, мышка, пищит, в. (В норке тихо пищит мышка)

- От какого слова задаем вопрос? Бельчонок - какой член предложения? Подчеркиваем столькими чертами?
- Мышка что делает? Подчеркиваем сказуемое. Подчеркнем второстепенные члены.
- Какое это предложение, распространенное или нераспространенное?

3. Быстро, задачу, Коля, решил.
Коля быстро решил задачу.

- Молодцы. Мы с вами смогли составить с вами предложения, а значит выполнили последнюю задачу урока?

Самооценка и взаимооценка

- Поочередно выполняя задачи урока, достигли ли мы цели?
- Наш урок подходит к концу. Вспомним цель?

Я предлагаю вам оценить свою работу.

  • я узнал(а)…
  • я смог(ла)…
  • я научился(ась)…

- Вы хорошо потрудились сегодня, я довольна вашей работой.
- Встали. Подровнялись. До свидания.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!