Конспект урока по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Терминологическая лексика и профессионализмы"

Цели урока:

  • закрепление понятий о профессиональной и терминологической лексике;
  • умение отличать термины и профессионализмы;
  • формирование навыка правильного употребления их в речи;
  • формирование интереса к предмету и специальности.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, программа MS Power Point.

Ход урока

Повторение

Фронтальный опрос

- Какой раздел о языке называется лексикой?

Лексика – это раздел языка, изучающий значение слов

- На какие группы делится лексика по своему употреблению? (Выделяется лексика общенародная (общеупотребительная) и слова, сфера употребления которых ограничена)

- Какие виды слов выделяются в лексике, ограниченной в своем употреблении? (Диалектизмы, жаргонизмы, термины, профессионализмы)

- Какие слова называются профессионализмами?

Просмотр видеоурока "Профессионализмы" и работа по его содержанию.

Задание: выписать в тетрадь определения "Термины" и "Профессионализмы".

- Что такое термины?
- Дайте определение профессиональных слов?
- Чем термины отличаются от профессионализмов?

Практическая работа

- Прочитайте текст, определите его тему. (Способы бурения скважин)

Орфографическое письмо: спишите текст, вставьте пропущенные в словах буквы, раскройте скобки, расставьте знаки препинания.

В кар…ерах и шахтах где добывают твердые полезные и…к…паемые (руды, уголь) в местах добычи пр…родного газа и нефти а также там, где в…дут разве…ку (не)обойтись без бурения скваж…н. В ра…поряжени… горн…ков и г…ологов имеет?ся самая разнообразная техн…ка. Ведь в одном случа… нужна скваж…на глубиной всего в (не)сколько метров и д…аметром

5-7 см (шпур) а в другом например при глубокой разве…ке недр скваж…на должна прор…зать землю на (не)сколько ки(л,лл)ометров.

Бурение скваж…н одна из основных оп…раций при добыч… нефт… и пр…родного газа. При помощ… скваж…н дост…гают мест…рождения. По скваж…нам пр…родный газ или нефть поступает на поверхность земли.

Существует (не)сколько основных способов бурения. Внешне буровая установка (нефте)промыслов и (газо)промыслов предст…вляет собой …журную (четырех)ногую вышку из стал… высотой с 13–14–этажный дом. К ее вершин… подвеш…(н,нн)а мета(л,лл)ическая коло(н,нн)а свинч…(н,нн)ая и отдельных труб которую захват…вает и вр…щает ротор.

Такое бурение называют роторным. На нижнем конце коло(н,нн)ы крепят пр…способление которое сов…рша…т основную работу – бур, или как пр…нято называть его буровое долото.

Буровое долото может быть самых к…нструкций одним из видов которой является шарошечное долото. Метод с использованием шарошечного долота называется шарошечным. При этом метод… бурения горные п…роды разрушаются ст…льными зу…ками шарошек вр…щающихся в опорах бурового долота а п…рода разруш…(н,нн)ая путем раздавл…вания и скола уд…ляется на поверхность промывкой или продувкой.

В 1922 году уч…ные и инж…неры Капелюшников М.А., Волох С.М. и Корнеев И.А предл…жили способ турбинного бурения. Кроме этих методов существует термическое бурение и электробурение предн…знач…(н,нн)ое для бурения глубоких скваж…н. (по "Энциклопедическому словарю юного техника", 1987 г.)

Проверка текста, работа со словарем

- Выпишите термины и профессионализмы.

Термины: бурение скважин, буровая установка, ротор.
Профессионализмы: шпур, роторное бурение, бур, буровое долото, шарошечное долото, шарошки, турбинное бурение, термическое бурение, электробурение.

Закрепление

Запишите слова, определите, куда падает ударение, прочитайте свой вариант.

На экране

Правильный вариант

Добыча (в Им.п.)

ДобЫча (Им.п.)

Нефть (в Р.п.)

Нефти (Р.п.)

Куст (в Пр.п.)

КустЕ (Пр.п.)

Нефтепровод (в Им.п.)

НефтепровОд (Им.п.)

Трубопроводный (в Им.п.)

ТрубопровОдный (Им.п.)

Кондуктор (в Им.п. мн.ч.)

КондукторЫ (Им.п. мн.ч.)

Долото (в Им.п.)

ДолотО (Им.п.)

Шарошка (в Им.п.)

ШарОшка (Им.п.)

Пластовой (в Им.п.)

ПластовОй (Им.п.)

Подведение итогов. Рефлексия

- Понравился ли Вам урок?
- Что нового Вы узнали? Чему научились?
- Нужно ли проводить уроки, связанные с профессией?

- Прошу каждого из Вас по очереди закончить одно из предложений:

  • Урок был…
  • Я понял, что…
  • Теперь я знаю…
  • Мне захотелось…
  • Я научился…

Домашнее задание

- Ребята, в качестве домашнего задания Вам предстоит выполнение в парах творческой работы, которая заключается в следующем: подготовить кроссворд, используя слова-профессионализмы, использующиеся в сфере получаемой вами специальности.

Заключительная формула вежливости.

Размер:
20.41 Kb
Скачали:
3