Цель: создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению знаний об имени прилагательном.
Задачи:
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование: раздаточный материал, учебник "Русский язык" В.П. Канакина В.Г. Горецкий 2 класс, М.: Просвещение, 2018 г., рабочая тетрадь "Русский язык" В.П. Канакина, 2 класс № 2 М.: Просвещение, 2019 г.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в предложениях прилагательные, ставить вопросы от существительных к прилагательным, подбирать к существительным прилагательные, называть прилагательные близкие и противоположные по смыслу, определять число имени прилагательного.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Девочки за парты сели, мальчики за парты сели.
Друг на друга посмотрели.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
- Какие умения нам понадобятся, чтобы получать знания? (умение внимательно слушать, рассуждать, работать в группе, в паре, самостоятельно, поддерживать друг друга)
Определение темы и цели урока.
- Отгадайте загадку:
Она приходит с лаской и со своею сказкой.
Волшебной палочкой взмахнет –
В лесу подснежник расцветет.
Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идет на поле, и на реку, и по снежку, и по цветку.
Она раскрывает почки в зеленые листочки.
Деревья одевает, посевы поливает.
Движения полна, зовут ее… (Весна)
- Какая же весна? (на магнитной доске учащиеся по очереди выбирают и называют слова: cолнечная, теплая, ранняя, дружная, ласковая, светлая, радостная, красивая)
- Какая часть речи помогла описать весну? (Имя прилагательное)
- Тема урока … (Имя прилагательное)
В течение всего урока мы будем создавать проект "Имя прилагательное"
- Какую цель мы поставим перед собой?
Закрепить: что такое имя прилагательное, на какие вопросы отвечает, что обозначает, как изменяется, для чего служит?
Уметь: находить в тексте имена прилагательные, определять их число, правильно употреблять в речи.
Я тетрадочку открою и как надо положу.
Я от вас, друзья, не скрою,
Ручку я вот так держу.
Сяду ровно, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Запись в тетрадь: число, классная работа.
- На доске буквосочетания. Это значит, минутка чистописания: ая ое ой ие
- Чему учимся на минутке чистописания? (учимся красиво и аккуратно писать, правильно соединять буквы)
- Почему мы пишем эти буквосочетания? Как они связаны с темой нашего урока. (окончание имен прилагательных, вопросов)
1. Запись слов
Стройная, белоствольная, кудрявая – береза
Бурый, белый, косолапый – медведь
Хитрая, рыжая, осторожная – лисица
Сладкое, сочное, румяное – яблоко
Трусливый, белый, серый – заяц
Поставим вопросы к словам. Отвечает на вопросы какая? какое? какой? какие?
2. Разбор предложения
Наступил теплый апрель. (подчеркнуть главные члены предложения, указать части речи, подчеркнуть прилагательное)
- Какую роль играют имена прилагательные?
- Что мы называем с помощью имен прилагательных? (Форму, цвет, вкус, размер)
- Форма, цвет, размер, вкус, качества – это признаки.
- Значит, что обозначают имена прилагательные?
Вывод: имена прилагательные обозначают признаки предмета: цвет, форму, размер, качества, свойства.
1. Работа с метками
Медуница, хохлатка, мать-и-мачеха, пролеска, подснежник, грач. Что объединяет эти предметы? (живая природа, признаки наступления весны, вестники весны, цветы – первоцветы, раннецветущие, грач – перелетная птица, люди должны бережно относиться к окружающей природе)
- Назовем признаки этих предметов.
2. Работа по учебнику (у доски с комментированием) с. 99 упр. 2. (составить три предложения, над именами прилагательными указать число)
Изменяется по числам: единственное и множественное
3. Работа в паре
Рабочая тетрадь с. 45 упр. 98
Физкультминутка "Грачи"
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Черные сидят грачи (присели)
Разместились в гнездышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили перышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнезда сели. (присели)
4. Работа в группе:
1 группа: Вставить в предложения имена прилагательные, подчеркнуть.
Наступила ранняя весна. Тает последний снег. Журчат звонкие ручьи. Светит ласковое солнце. Летят перелетные птицы.
2 группа: Ветер (какой?) порывистый, сильный. Погода (какая?) весенняя, солнечная. Солнце (какое?) лучистое, яркое. Дни (какие?) теплые, весенние.
3 группа: Определить число имен прилагательных в словосочетаниях:
поздняя весна, яркое солнце, ранние цветы, солнечные дни, проливной дождь, голосистые соловьи.
4 группа: Подобрать к данным прилагательным синонимы и антонимы.
Синонимы: красный – алый, ласковый – нежный, смелый – храбрый.
Антонимы: горячий – холодный, белый – черный, добрый - злой
5. Самостоятельная работа
(взаимопроверка, ответы на доске)
1. Имя прилагательное обозначает
а) предмет;
б) признак предмета;
в) действие предмета.
2. Имя прилагательное отвечает на вопросы:
а) кто? что?
б) что делать? что сделать?
в) какой? какая? какое? какие?
3. Имена прилагательные
а) Изменяются по числам;
б) Не изменяются по числам.
4. Укажите имя прилагательное:
а) светлый;
б) светить;
в) свет.
5. Укажите имя прилагательное во множественном числе
а) холодный;
б) перелетные;
в) ранняя.
- Над какой темой урока мы сегодня работали? (Имя прилагательное)
Проект "Имя прилагательное"
Выставим себе отметки. (карточки)
- Закончите фразу, подобрав подходящее имя прилагательное.
Этот урок мне показался …
Я на этом уроке был(а) …
Настроение от урока у меня …
Очень замечательное – имя прилагательное.
Трудно будет без него, если пропадет оно.
Ну, представь-ка себе это:
Как без признаков предмета
Будем спорить, говорить, веселиться и шутить?
Что тогда получится? Стоит разве мучиться?
Не скажем мы "прекрасное", не скажем "безобразное",
Не скажем маме "милая, красивая, любимая",
Отцу и брату, и сестре не сможем говорить нигде
Эти замечательные прилагательные.
Чтобы все отличным стало, разных признаков немало
Будем всюду замечать и к месту в речи их вставлять.
С каким настроением вы заканчиваете урок? "Просигнальте" мне, пожалуйста. (Дети прикрепляют карточку – "настроение" в виде солнца и тучи к картинкам на доске)
Рабочая тетрадь с. 46 упр. 99 или 100. (по выбору)