УМК: "Школа России".
Цель урока: углубление знаний о народных корнях литературной сказки: о фольклорных сюжетных мотивах, о традиционных образах-персонажах.
Планируемые результаты:
Оборудование: учебники, карточки, презентация.
Звучит песня "Сказки гуляют по свету". Учащиеся настраиваются на работу.
- О чем будем сегодня говорить? (о сказке)
- На какие 2 группы делятся сказки? (На авторские и народные)
- Почему называются "народные"? (их написал народ, передавались из уст в уста)
- Почему "литературные"? (у них есть автор)
- Чем авторская сказка отличается от народной? (Авторская более эмоциональна, позволяет узнать что-то о самом автор)
Определение темы урока (целеполагание)
- Часто многие писатели (П. Ершов, А.С. Пушкин) брали народные сказки, обрабатывали их, и они становились литературными.
- Так произошло и со сказкой "Мороз Иванович", которую писатель Владимир Федорович Одоевский написал на основе народной сказки "Морозко".
- Сформулируйте тему урока. (Сказка "Мороз Иванович")
- Какую цель поставим для себя?(Познакомиться с новой сказкой, поработать над ее содержанием, сравнить с народной сказкой "Морозко")
Просмотр мультфильма "Мороз Иванович"
Сообщение об авторе сказки В.Ф. Одоевском
- Владимир Федорович Одоевский - известный литератор и общественный деятель. Он необыкновенный человек: знал философию и математику, физику и химию. Был музыкальным критиком и сам писал музыку. Собирал и изучал русские народные песни. Изобретал музыкальные инструменты.
- А еще очень любил детей. Написал много рассказов и сказок для детей. Свои сказки он всегда заканчивает словами: "А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставление".
Словарная работа по карточкам
- Сказка "Мороз Иванович" написана 180 лет назад. И понятно, что в то время и говорили и думали часто иначе. В тексте встретятся незнакомые слова. У вас на столах лежат карточки, обсудите в парах значения слов.
- Вот теперь значения всех слов понятны и мы начинаем знакомство со сказкой.
Работа над содержанием сказки "Мороз Иванович"
- Откройте страницу 140. Прочитайте название сказки.
Работа с эпиграфом
- У этой сказки есть эпиграф. Эпиграф – высказывание, которое предшествует тексту и "подсказывает" читателю его главный смысл.
- Прочитайте на доске эпиграф к сказке: "Нам даром без труда ничего не дается, – недаром исстари пословица ведется".
- Что нам помогают понять эти слова? (Человек ничего не получает, если не работает. Еще в старину люди так думали, так думают и сейчас)
- Уточните свои предположения: о чем пойдет речь в сказке?
- А теперь будем внимательными, чуткими слушателями, умеющими слышать волшебное слово сказки.
Чтение 1-й части
Начинает читать учитель.
- Что заметили общего в сказках "Морозко" и "Мороз Иванович"? (Разные названия, но морозы похожи. В "Морозко" дочь и падчерица, мачеха. А в "Мороз Иванович" - две сестры, нянюшка)
- Говорят ли имена девочек об их делах? (Да, нам уже по именам понятно, какие девочки по характеру, как они относятся к работе)
- Что означает слово рукодельница? (Девочка, которая умеет хорошо выполнять какую-то работу)
- Почему Ленивице было всегда скучно, а Рукодельнице некогда было скучать? (Рукодельница рано вставала и работала, а Ленивица не могла найти себе занятие)
- Когда мы говорим считать мух? (Когда бездельничают или ротозейничают)
- В прямом или переносном смысле использует выражение автор? (Автор использует выражение в прямом смысле, подчеркивая лень девочки, пустоту и ненужность ее дел)
Работа в группах, выборочное чтение
- Найдите в тексте глаголы, характеризующие, как просыпались и как проводили день Рукодельница и Ленивица. (Вставала, одевалась, принималась, топила, месила, мела, кормила, ходила. Лежала, потягивалась, надень, наскучит лежать, завяжи)
Физкультминутка "Лепим ком большой"
Чтение 2 – й части, по ролям. (Автор, Рукодельница, нянюшка, пирожок, яблонька, Мороз Иванович)
– Какая беда случилась с Рукодельницей у колодца? (Она уронила ведерко)
– Впереди у героини сказочная дорога, на которой ее ждут испытания. Сколько чудес с ней может случиться? (Три – число, которое управляет сказкой, признак волшебного мира)
– Кто ей встретился в волшебном колодце и о чем попросил? (Печка с пирожком, яблонька, Мороз Иванович. Они попросили ее о помощи)
– Каким вы увидели Мороза Ивановича? Совпадает ли описание этого героя автором с вашими предположениями в начале урока? (Ответы детей)
– С чего началась их встреча?
– Как Рукодельница могла бы вернуть ведерко? (Попросить об этом Мороза Ивановича)
– Как вы думаете, выдержит ли девочка все испытания старика?
– Чтобы проверить наши предположения, читаем дальше.
Чтение 3-й части
Жужжащее чтение.
- Какой совет дадим одноклассникам, которые не успели прочитать норму слов?
– Легко ли было Рукодельнице взбивать перину Морозу Ивановичу? (Нет. У нее очень замерзли руки)
- Какое слово вместо "замерзли" использует автор? (Окоченели)
– Сколько вопросов задала девочка старику? (Три. Про зеленую травку, про колодец, про стук в окошки зимой)
– Чем занималась Рукодельница у Мороза Ивановича? (Взбила перину, приготовила обед)
– Как отблагодарил ее дед? (Мороз Иванович дал ей за работу горсть серебряных монет и бриллиантовую заколочку)
- Ребята, с каким произведением сегодня познакомились?
- Достигнуты цели?
- Хочется дочитать?
- Вам Мороз Иванович подарил снежки, нарисуйте на них смайлики.
Домашнее задание
Прочитать 4-ю часть сказки.