Урок литературного чтения: "Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост" Д.Н. Мамин–Сибиряк

Цель: формирование читательской компетентности обучающихся 3 класса на основе сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка "Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"

Планируемые результаты:

  • формирование системы нравственных ценностей (добро, вера в себя), интереса к чтению;
  • знакомство с биографией писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка;
  • слушание и анализ сказки.

Данный урок отвечает требованиям ФГОС:

  • урок построен в технологии проблемно-диалогического обучения (Мельникова Е.Л.), основанной на системно-деятельностном подходе;
  • планируются личностные, метапредметные и предметные результаты обучения.

Основной метод, применяемый на уроке – частично-поисковый метод. Способы организации деятельности учащихся на уроке – фронтальная, парная работа.

Применение на уроке мультимедийных средств обучения (мультимедийная доска, компьютерная презентация) позволило эффективно решать проблему наглядности обучения, расширить возможности визуализации учебного материала, делая его более понятным и доступным для учащихся.

Ход урока

I. Постановка проблемы

Цель этапа: актуализация знаний, необходимых для постановки проблемы; постановка проблемы, формулирование цели урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Сказки гуляют по свету

Ночь запрягая в карету.

Сказки живут на полянах,

Бродят по рощам в туманах.

А принц Белоснежку полюбит,

А жадность Кощея погубит.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всё ж побеждает добро.

 

- Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке литературного чтения?

- Какие бывают сказки?

- Что вы знаете о народной и авторской сказке?

- Какую сказку мы называем литературной?

- Какую сказку мы называем народной?

- Сказки каких авторов вы читали?

Работа в парах

- Возьмите карточку. Прочитайте, назовите отгадку.

 

Прыгун-трусишка:

Хвост-коротышка,

Глазки с косинкой,

Ушки вдоль спинки,

Одежка в два цвета –

На зиму, на лето

- Какие же обычно бывают зайцы в сказках? (записать на доске) 

- На доске есть слова, соберите из них название произведения, с которым сегодня познакомимся.

(Слова: ПРО, СКАЗКА, ЗАЙЦА, ХРАБРОГО, УШИ, ГЛАЗА, ХВОСТ, ДЛИННЫЕ, КОРОТКИЙ, КОСЫЕ) (название появляется на доске)

- Как вы думаете о чем эта сказка?

- Обратите внимание на название сказки и характеристики, которые вы дали зайцу – герою сказки. - Что вас смущает?

 

С помощью вопросительного слова «почему?» сформулирован вопрос.

- А может ли заяц стать храбрым?

- Выберите цель на урок из предложенных:

1. Научиться читать.

2. Узнать, почему Мамин-Сибиряк назвал зайца «храбрым».

3. Нарисовать зайца

- о сказке

 

- литературные и народные

- это авторская сказка

- которую придумал народ 

 

- Большие уши, короткий хвост, зимой беленький, а летом серенький, грызет у стволов кору, никого не обижает, а сам всех боится.

"Сказка про храброго Зайца - Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост" 

 

Заяц главный герой.

Даётся подробное описание его. только непонятно, почему он храбрый, если зайцы обычно трусы

- почему в сказке заяц храбрый?

Результат этапа: для постановки проблемы использован прием «сравнение» (характеристика зайца в сказках и название); сформулирован вопрос и цель урока.

II. Поиск решения

Цель этапа: знакомство с биографией автора; знакомство с текстом; анализ текста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством ещё одного писателя. А так же прочитаем новую сказку, автором которой является Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк. Рассмотрите его портрет.

- Что можете сказать об авторе?

 

- Прослушайте рассказ об авторе, запишите 2 интересных для вас факта.

Настоящая фамилия Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка - Мамин. Родился он 6 ноября 1852 года в заводском посёлке Пермской губернии (теперь Свердловская область) в семье заводского священника и учительницы местной школы. Получил начальное домашнее образование, закончил пермскую духовную семинарию.

Самую широкую известность получили “Алёнушкины сказки”, переведённые на многие языки мира. Они писались Дмитрием Наркисовичем для маленькой больной дочери Елены, которую он растил и воспитывал сам. Отец хотел научить ребенка любить жизнь. Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ. Но все же в его сказках слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают свое место в жизни.

 

- Какие факты вы выписали?

- Откройте учебник на странице 183-ей.

Работа с текстом

- Рассмотрите иллюстрацию, как вы думаете, о чем будет сказка?

- Ребята, предлагаю прослушать вам сказку.

- Кому необходимо может читать текст.

- Понравилась вам сказка? Что можете сказать об этом произведении? Совпали ли наши предположения (до начала текста) с содержанием сказки?

- Какие слова были непонятны?

Словарная работа

  • Душа в пятки – сильный испуг
  • Отведавшие волчьих зубов – побывавшие в пасти у волка
  • Расхрабрившийся – осмелевший
  • Ежели – если
  • Кубарем – вертясь
  • Задал стрекача – стремительно убежал
  • Приободрился – стал бодрым

- Чтобы ответить на вопрос урока, нам нужно проанализировать поступки и поведение каждого героя. Кто герои?

- Определите тип текста?

- Сколько частей в тексте?

- Какие?

- Что у нас получилось?. Какую клетку не сможем заполнить?

 

- Работать будем в парах-тройках.

- Задание: найдите в тексте и выпишите слова на листе А4, которые описывают действия предложенного вам героя в столбцы «сначала», «затем», «в конце».

1 пара – действия зайца «сначала»

2 пара - действия зайца «затем»

3 пара - действия зайца «в конце»

4 пара – действия волка «затем»

5 пара - действия волка «в конце»

1 тройка - действия зайцев «сначала»

2 тройка – действия зайцев «затем»

3 тройка – действия зайцев «в конце»

4 тройка –действия зайцев «в конце»

 

- Итак, представьте ваши работы

- Вернемся к вопросу урока. Ответьте на него.

 

- не наш современник, так как одет по-другому, с достатком, взрослый и др. 

 

- Перечисляют

 

 

- Предполагают по иллюстрации

 

- Сказка понравилась. Она интересная, веселая. В ней много смешных моментов. 

 

 

- Заяц, зайцы и волк

- повествование

- три части

Называют

- таблица

- Волк «сначала», так как появляется в середине сказки.

 

 

Знакомятся с заданием.

 

 

Выступают.

Результат этапа: выступление пар и заполнение таблицы на доске.

III. Выражение решения

Цель этапа: определение основной мысли текста.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Как меняется волк?

- Какие изменения происходят с другими зайцами?

- Как меняется заяц?

- Что он чувствует?

- Почему заяц перестал бояться?

- В чем заключается основная мысль текста?

- Стал трусливым

- они перестали смеяться над зайцем

- поверил в себя

- заяц поверил в себя, свою храбрость, несмотря на насмешки зайцев и угрозу волка.

Результат этапа: сформулирована основная мысль сказки.

IV. Реализация продукта

Цель этапа: характеристика героев сказки через их действия (в группах).

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- Достигли ли мы цели урока?

- Что может произойти дальше в сказке? Продолжите.

- отвечают на вопрос.

- продолжают сказку.

Результат этапа: обучающиеся применили свои знания в процессе выполнения задания.

V. Рефлексия. Итог

Цель этапа: получение обратной связи и акцентирование внимания обучающихся на значении изучения данной темы.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

- С какой сказкой познакомились на уроке?

- Кто автор сказки? 

- Что запомнилось?

- Кто помогал на уроке?

- Как вы думаете,  с какой целью писатель придумал сказку про храброго зайца?

- Желаю вам всегда верить в свои силы.

- "Сказка про храброго Зайца-Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост"

- Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк

- Чтобы рассказать нам о том, что нужно верить в свои силы.

 

Результат этапа: формирование представлений о значимости изучения данной темы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!