Цель: формирование коммуникативных УУД в процессе работы над произведением П.П. Ершова "Конек-Горбунок".
Задачи:
Оборудование: презентация на тему "Ершов Петр "Конек-Горбунок"", аншлаги "Цель урока", музыкальное произведение "Чайковский", карточка "Соотнесение героя с его характеристикой", карточка "Несоответствие".
Задача: проверить готовность обучающихся к уроку.
- Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем уроке.
- Проверим готовность к уроку. На парте у вас должен быть учебник, дневник, пенал, тетрадь.
- Кто готов садитесь.
Задача: смотривировать обучающихся на предстоящую деятельность.
- Кто напомнит, какое было домашнее задание? (пересказ произведения или пересказ биографии на выбор)
- Поднимите руку, кто выбрал пересказ произведения.
- Кто выбрал пересказ биографии?
Проблематизация
Задача: определить проблематику данного задания, область незнания
- Как вы считаете, для чего нам выполнение данного задания? (для закрепления знаний произведения и биографии)
- Как вы думаете, почему я предложила задания на выбор? (для того, чтобы мы сами выбрали что нам интересно; для того, чтобы мы выбрали то, что мы знаем меньше)
- Верно!
Личное решение проблемы
Задача: обучающийся на собственном уровне выделяет пути решения поставленной проблемы
- Миша, что выбрал ты? (биографию)
- Почему? Для чего? Что ты тренировал во время подготовки пересказа?
- Как мы можем поделиться с остальными ребятами полученной информацией? (рассказать)
- Верно! Но у меня для вас есть необычное задание во время прослушивания.
- Я выписала в 1 столбике факты из произведения, например, (имена героев, события и так далее), во втором столбике написала факты из биографии.
- Предлагаю вам во время выступления ребята, в парах определить несоответствие, то есть найти лишнее, что не подходит к тому, что нам рассказывают.
- Поднимите руку, кому понятно.
Демонстрация образовательных продуктов
Задача: обучающиеся представляют результаты своей деятельности.
- Кто хочет представить пересказ о биографии? О произведении? (пересказ биографии П.П. Ершова)
- Поблагодарим одноклассников.
- Поднимите руку те, у кого расширились знания с помощью пересказов ребят. Замечательно!
- Теперь посмотрим, какие несоответствия нашли? Называет поочередно, начиная с 1 парты 1 ряда и 1 колонки.
Рефлексия результатов
Задача: обучающиеся анализируют и оценивают собственную деятельность и деятельность одноклассников
- Какой вывод мы можем сделать? (что пересказы помогают расширить наши знания и помочь расширить знания одноклассникам)
- Спасибо! Вы правы, пересказ помогает нам расширить свои знания и знания одноклассников, а также тренирует нашу память! А еще пересказ помог нам вспомнить текст произведения.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня? С автором познакомились, произведение прочитали, что еще не сделали? (не проанализировали)
- Для того, чтобы убедиться правы ли наши предположения. Предлагаю посмотреть на слайд, что вы видите?
- Составьте слово из символов на слайде.
- Что получилось у Сергея? Ира? Олег? Маша? (анализ)
- Поднимите руку у кого также.
- Что же мы не сделали? Сформулируйте полностью.
- Конечно, вы правы, мы не проанализировали произведение.
- Какую цель мы можем для себя поставить? Для этого, в помощь нам изображения на слайде. (изображение героев, автор. Я думаю цель будет: проанализировать как автор относится к героям)
- У Арины какое мнение?
- Через что мы можем определить отношение автора к героям? (слова, имена, описание)
- Попробуйте сформулировать цель урока.
- Цель нашего урока: проанализировать отношение автора к героям через его фразы и имена героев.
- С помощью чего мы можем решить цель? (анализ текста)
- В каком настроении мы должны быть для того, чтобы достичь цели? (хорошем настроении)
- Что помогает вам быть в хорошем настроении?
- А прослушивание музыки помогает создать хорошее настроение? (да)
- Предлагаю расслабиться, закрыть глаза и прослушать музыку, для того чтобы создать прекрасное настроение и настроиться на работу.
- Открывайте глаза, улыбнитесь те, кому музыка помогла настроиться. Отлично!
Задача: актуализация характеристик героев, анализ отношения автора к героям.
- Для того, чтобы начать анализировать произведение, я предлагаю вспомнить и перечислить всех героев произведения "Конек-Горбунок"
Изображения героев сказки на слайде
- Для того, чтобы вспомнить характеристики всех героев, я предлагаю поработать в группах.
- Разделитесь по 4 человека. (по партам)
- Арина напомнит, как мы работаем в группе. Остальные слушают и по необходимости дополняют.
- Каждой группе я выдам таблицу. Вам нужно будет соотнести имя героя с его краткой характеристикой, а затем найди описание данного героя в тексте. (как автор описывает героя)
- Сделайте домик, кому понятно задание.
- Перед работой, распределите роли. Поднимите руку кто записывает? Кто ищет в тексте? Кто контролирует? Кто представляет и помогает?
- На работу у вас есть 5 минут.
- Предлагаю представить работу в группах. Группа номер один читает характеристику, которую подобрали Ивану, затем читают, что нашли в тексте. Остальные группы сверяют и дополняют по необходимости.
- Как мы можем оценить 1 группу? Кто в группе контролировал работу? Кого ты можешь выделить? Кому хочешь дать рекомендации?
- Спасибо! Поблагодарим 1 группу за работу. (слушаем все группы по аналогии)
- И так, мы вспомнили всех героев, вспомнили, как описывает их автор, а теперь предлагаю разделить героев на 2 столбика на доске. 1 столбике будут те, к кому автор относится положительно, во 2 – отрицательно.
- Выходить к доске будут те, кто искали информацию в тексте. Даю время обсудить.
- И так, куда отнесем Ивана? Почему? Какие слова автора помогли это определить? Почему автор подобрал ему такое имя? (и т.д.)
- Как вы понимаете высказывание "Он как Ванька-встанька"?
- То есть сравнивают реального человека с героем произведения.
- А в жизни мы можем встретить таких героев? Где? Как мы поймем, что человек рядом с нами похож на героя произведения?
- Какой вывод мы можем сделать? Что нам помогает определить отношение автора к герою? (его слова в описании героя, имя героя)
- Конечно, когда автор пишет произведение, каждого героя он пытается описать с помощью различных деталей, внешность, одежда, характер и даже имя.
Задача: определить понимание смысла характеристики автором героя.
- Я предлагаю нам немного перевоплотиться в поэтов и попробовать написать характеристику герою для того, чтобы мы сразу поняли положительный герой или отрицательный, как автор к нему относится и почему выбрал ему именно такое имя. Героем может быть любой персонаж или человек.
- Кто хочет представить работу?
- Ребята, а теперь подумаем, какой герой + или -? Почему? О чем нам сказал автор? Какое имя? Почему?
- Как оценим работу …? Какие рекомендации можем ему дать?
- Спасибо! Как вы думаете, для чего нужна была эта работа? (мы увидели, кто понял, что такое характеристика героя и как автор может через нее показать отношение к герою)
- Все верно, данное упражнение помогло нам понять, кто отлично научился с помощью характеристики определять позицию автора и его отношение к герою.
- Предлагаю открыть дневник и записать домашнее задание.
- Выписать 10 фактов об А. С. Пушкине. (не из учебника)
- Второе домашнее задание для тех, кто хочет получить дополнительную отметку – пересказ биографии из учебника стр. 62-65.
- Поднимите руку кому понятно задание.
- Наш урок подходит к концу.
- Для того, чтобы подвести итоги урока, предлагаю вспомнить цель. (Цель нашего урока - проанализировать отношение автора к героям через его фразы и имена героев)
- Как вы считаете, мы ее достигли? С помощью чего? Какие личные качества нам в этом помогли?
- Я считаю, что мы цель достигли! С помощью умения анализировать текст, с помощью умения работать в группе, умения слышать и слушать друг друга, с помощью умения давать друг другу рекомендации и главное, адекватно их воспринимать.
- Что мы делали для того, чтобы настроиться на урок? (слушали музыку)
- А теперь я предлагаю немного пошуметь, Но! Если мы не будем соблюдать условия, мы можем помешать ребятам из других классов!
- Поднимите руку кто готов не нарушать правила!
- Отлично, теперь я предлагаю нам показать свое настроение в конце урока с помощью собственного музыкального ритма.
- Какая по ритму бывает музыка? (быстрая и медленная)
- Возьмите 2 ручки или 2 карандаша. (вот так)
- Сейчас мы все вместе начнем стучать по краю парты. Если вы будете стучать быстро, значит, вы были активны на уроке и справились со всеми заданиями. Если будете стучать медленно, значит где-то были трудности.
- Поднимите руки те, кому понятно.
- Стучим Тихо! Раз, два, три! Слушаем друг друга!
- Миша, как ты себя оценил? Миша, ты слушал как себя оценил Дима? Почему слышал? Почему не слышал?
- Все ли соблюдали правила? Что помогло?
- Спасибо! Я согласна с вашей оценкой своей деятельности, хочу поблагодарить за работу …