Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Сергей Тимофеевич Аксаков "Аленький цветочек"

Цель: формирование коммуникативных УУД в процессе работы над сказкой Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек".

Задачи:

  • познакомить с произведением Сергея Тимофеевича Аксакова "Аленький цветочек";
  • актуализировать навык работы в группе, анализа произведения, написания сочинения.

Оборудование: презентация на тему "Сергей Тимофеевич Аксаков "Аленький цветочек", аншлаги ("Тема урока", "Цель урока"), учебник, тетрадь, дневник, карточки ("Тест", карточка "Словарная работа").

Макет доски

Макет доскиМакет доски

Ход урока

Организационный этап

Задача: смотривировать обучающихся на учебную деятельность и проверить готовность к уроку.

- Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем уроке.
- Прошу сесть всех тех, кто сегодня так же, как и я в прекрасном настроении.
- Остальным желаю поскорее взбодриться и улыбнуться, попрошу вас сесть.

- Проверьте чтобы у вас на парте лежал учебник, дневник, тетрадь и пенал.
- Отлично! Для удобства работы сегодня я попросила вас на перемене разделиться на группы.

- Кто напомнит правила работы в группе?
- Не забывайте распределять роли в группе перед каждым заданием! Спасибо!

Проверка домашнего задания. Актуализация знаний

Задача: актуализировать знания о сказке "Аленький цветочек" с помощью теста.

- Перед тем, как приступить к исследованию, предлагаю потренировать речь, посмотрите на слайд.
На слайде пословица: "Кашу кушай, а сказку слушай, умом-разумом смекай, да на ус мотай".
- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете слово "смекай"?

- Назовите существительные, глаголы.
- Прочитайте пословицу, выделяя голосом глаголы. (существительные)
- Прочитайте выразительно. Прочитайте быстро.

- Объясните смысл пословицы. (Сказки читать полезно. В них много поучений)
- Отлично! Какое было домашнее задание? (дочитать сказку и составить план)

- Поднимите руку кто дочитал сказку. Миша, тебе понравилась сказка?
- Олег, что тебе помешало дочитать сказку?
- Я уверена, что после сегодняшнего урока ты захочешь дочитать сказку.

- Покажите тетрадь, кто составил план сказки. Отлично!
- Сейчас мы с вами проведем тест по сказке, и узнаем, как вы усвоили сказку.

- У каждого на парте есть карточка с тестом. Придвиньте ее к себе.
- На выполнение у вас есть 5 минут.

Вопросы теста по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек

1. Какими словами начинается сказка?
а) "В некотором царстве, в некотором государстве"
б) "За горами, за лесами, за широкими морями …"
в) "Три девицы под окном …"

2. Какая из дочерей попросила купца привезти из дальних стран аленький цветочек?
а) старшая; б) средняя в) младшая.

3. Кто из дочерей согласился спасти отца?
а) старшая; б) младшая; в) средняя.

4. Какой волшебный предмет дал зверь лесной, чтобы купец мог быстро очутиться дома?
а) золотой перстень; б) медный браслет; в) изумрудное ожерелье.

5. На какой палец надо было надеть волшебный перстень, чтобы очутиться во дворце зверя лесного?
а) на левый мизинец; б) на правый мизинец;

6. На сколько дней отпустил зверь лесной, чудо морское купеческую дочь домой?
а) на один день и одну ночь; б) на три дня и три ночи;

7. Кем оказался зверь лесной, чудо морское?
а) заколдованным принцем; б) злым колдуном;

8. сколько лет провел принц в образе зверя лесного?
а) 30 лет б) 20 лет; в) 10 лет.

- Теперь я предлагаю проверить, обменяйтесь работами в паре. Возьмите простой карандаш и оцените одноклассника. (Ответы к тесту на слайде)
- Верните работу однокласснику. Посмотрите на свои результаты
- Поднимите руку у кого все ответы верны. Похвали …

- У кого 1-3 ошибки? Похвалим!
- Миша, где ты допустил ошибку? Почему? Похвалим Мишу, что он признал свою ошибку.
- Остальным я желаю впредь быть более внимательными

Постановка цели и задач урока

Задача: сформулировать тему и цель урока.

- Посмотрите, я принесла для вас книги. (они же на слайде)
- Что общего у этих книг? На какие 2 группы можно распределить эти сказки? (Русские народные и на авторские или литературные)
- Как отличить русскую народную сказку от литературной? Есть ли на выставке книг сказка, которую мы с вами читаем на протяжении 2 уроков. Кто ее автор?

- Сегодня у нас итоговое занятие по сказке С.Т. Аксакова "Аленький цветочек". (показываю портрет писателя)

Сергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) - русский писательСергей Тимофеевич Аксаков (1791-1859) - русский писатель

- Что нам поможет в работе сегодня? Что вы составляли дома? (план)
- Верно! Какую цель мы можем поставить?

- Цель нашего урока: проанализировать части произведения "Аленький цветочек" и подумать о продолжении произведения.
- Предлагаю начать урок!

Первичное закрепление

Задача: проанализировать части произведения.

- Сейчас мы с вами с помощью вашего плана и иллюстраций, которые я для вас подготовила разделим отрывок сказки на части.
- У каждой группы есть 11 иллюстраций.
- Попробуйте расположить их в верной последовательности. Пользуйтесь планами, которые вы составили дома.

- И так, теперь по порядку, с 1 группы проговариваем расположение иллюстраций и сразу обсуждаем.
- Что первым? Кто сможет кратко рассказать содержание? Поднимите руку у кого также. У кого по-другому? Почему?

  1. Отъезд отца.
  2. Просьбы сестер.
  3. Путешествие отца.
  4. Встреча с чудищем.
  5. Приезд отца.
  6. Подслушаный разговор.
  7. Настенька попадает на остров к чудищу.
  8. Настенька живет у чудища.
  9. Возвращение настеньки и домой.
  10. Коварство сестер.
  11. Возвращение Настеньки к чудищу.
  12. Счастливый конец сказки.

- Молодцы! Сделайте домик те группы, кто сделал все верно!
- Какие ошибки вы допустили? Почему? Похвалим ребят!
- Я вижу, что большинство из вас очень внимательно читали сказку и это меня очень порадовало!

- Ребята, когда вы читали, что вам мешало понимать, о чем говорит автор? (непонятные слова)
- Я предлагаю с ними познакомиться.
- Каждой группе я сейчас выдам карточки с устаревшими словами из произведения и словарь. Попробуйте найти определение каждого слова.

  • Парча – шелковая ткань, расшитая золотистыми и серебряными нитями.
  • Тувалет – стол с зеркалом и всеми принадлежностями.
  • Венец – то же, что венок, драгоценный головной убор, корона.
  • Паче зеницы ока – сохранять, беречь больше, чем глаза.
  • Челядь дворовая – слуги, дворовые.
  • Сажень – старая русская мера длины, равная трем аршинам.

- Сделайте домик, когда закончите работу со словарем.
- Отлично! Сейчас на слайде будут появляться иллюстрации слов и их определения, поставьте себе в карточках + или –.
- Сделайте домик, если у вас все +.

- Замечательно! Предлагаю вспомнить прошлый урок литературного чтения, кто помнит какие средства выразительности автор использует в своем произведении? (сравнение, олицетворение, эпитет, метафора)
- Предлагаю снова работу в карточке
- У каждой из групп есть таблица из 2 колонок. Миша, что в 1 колонке? Олег, что во 2?

1 колонка – средства выразительности.
2 колонка – примеры из текста.

  1. группа будет находить только сравнение.
  2. группа – олицетворение.
  3. группа – эпитет.
  4. группа – метафора.

- Приступайте! Когда будете готовы, домик.
- Отлично, предлагаю проверить.
- Кто работал со сравнением? Вы называете все примеры, которые выбрали, остальные проверяют и дополняют при необходимости .

- Спасибо! 2 группа, 3, 4.
- Автор использовал художественные средства, которые придают сказке выразительность, делают ее волшебной.

- Какие рекомендации мы можем дать друг другу по работе в группах?
- Отлично, я хочу похвалить за работу …

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

1. Мотивация деятельности

- Встаньте, если вам нравится изучать произведение?
- Узнавать новые слова и смотреть что использует автор для написания произведений?

2. Проблематизация

- Я предлагаю вам сейчас побыть писателями и попробовать написать продолжение к сказке "Аленький цветочек".
- Предлагаю для начала поразмышлять, что может быть дальше?

- Спасибо за ваши предположения.
- Какие правила написания сочинения вы помните?
- Отлично, памятка для вас на слайде.

3. Личное решение проблемы

- Сейчас я раздам вам всем чистые белые листы, и вы попробуете написать свое продолжение сказки.
- Попробуйте передать свое отношение к героям, к ситуации, к окружающей среде. Попробуйте придумать свой финал.

4. Демонстрация образовательных продуктов

- Кто хочет представить свое завершение сказки?
- Замечательно. Поблагодарим …
- К сожалению продолжения сказки автор не написал, но я считаю, что все что вы написали может стать продолжением сказки.

5. Рефлексия результатов

- Кто не успел дописать, допишет дома
- Скажите, чья версия вам понравилась больше? Чью нужно доработать? Что доработать?
- Спасибо за ваши мнения! Я благодарю всех за креатив и ваши версии!

Информация о домашнем задании

- Предлагаю открыть дневник, для того чтобы записать ДЗ
- Дома предлагаю вам выучить отрывок "Аленький цветочек. Сказка в стихах" Юрия Александровича Рейнгардта.

- По желанию нарисовать иллюстрации к этому отрывку.
- Поднимите руку, кому понятно задание.

Рефлексия

- Наш урок подошел к концу. Кто помнит имя автора и название произведения? (Сергей Тимофеевич Аксаков, "Аленький цветочек")
- Какая была цель урока? (проанализировать части произведения "Аленький цветочек" и подумать о продолжении произведения)

- Решили цель? С помощью чего? Что мы для этого сделали?
- Прочитайте пословицу: "Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок".
- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

- Что хотел нам сказать С.Т. Аксаков в своей сказке? (учитель обобщает слова обучающихся)
- Спасибо за урок. Хочу поблагодарить … за…
- До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!