Конструкт урока литературы 4 класс «Маленькие и большие секреты страны литературии»

Цель урока: Актуализация знаний детей произведений: «Болтливая птичка», «Три бабочки», «Царь и кузнец», «Шрамы на сердце».

Задачи урока: 
- Привлечение детей к чтению;
- Воспитание моральных качеств детей;
- Формирование читательского интереса;
- Расширение кругозора младших школьников;

- Создание условий для применения своих знаний, смекалки, эрудиции, детей для достижения успеха и личностного самоутверждения в коллективе.

Планируемый результат: обучающиеся применяют свои знания, смекалку, эрудицию, для достижения успеха и личностного самоутверждения в коллективе, дети знают о моральных качествах, у детей формируется читательский интерес, расширяется кругозор

Оборудование: интерактивная доска; ручка; листки, жетоны, мультимедийная презентация «Маленькие и большие секреты страны литературии», карточки с заданиями, листки с жеребьевкой.

Ход урока

Этапы урока, время, задачи этапов

Деятельность педагога

1. Организационный этап (5 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Актуализация знаний

 

 

( 20 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Работа по теме урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Продолжение работы по теме урока

(15 мин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Подведение итогов урока 

(3 мин)

 

- Добрый день, уважаемые гости, учителя и дети.
- Присаживайтесь 

- Сейчас у нас урок литературы и он будет не совсем обычный
- Сегодня на уроке вы не просто ученики 4а класса, а участники литературной игры «Маленькие и большие секреты страны литературии»
- Игра наша будет, проходит следующим образом: для начала вам нужно разделиться на шесть  команды, для этого вы из этой волшебной шляпы вытянете бумажку с номером команды, таким образом, мы проведем жеребьёвку
- Кто вытянул листочек, сразу пересаживается к своей команде
(педагог проводит жеребьевку)
- Дорогие друзья, вы разделились на шесть команды, сейчас быстренько придумайте название своей команды, соблюдая обязательное условие: ваше название должно быть из мира литературы. Так же выберете, пожалуйста, капитана команды
- Первая команда, вы готовы?
- Хорошо, вторая команда
- Третья?
- Четвёртая?
(педагог проверяет готовность шести команд)
- У нас есть шесть  команд
- Правила нашей игры очень просты, перед вами на интерактивной доске 6  заданий. Каждая команда по очереди выбирает задание и   в течение минуты выполняет его. За каждый правильный ответ команда будет получать по жетону. Победит та команда, у которой по окончанию игры  окажется больше жетонов
- Так же разрешите представить жюри нашей игры это – а это сейчас мы тоже узнаем, проведя жеребьевку, каждая команда вытаскивает бумажку,
(дети из разных команд вытягивают   бумажки)
-
Кому попалась особая бумажка?
- Представляю вам наше жюри, эта команда   ребят будет  оценивать вашу работу сегодня. Оцениваться будет не только правильность выполнения, но и полнота ответа, напоминаем, что отвечаем мы полным ответом. Так же за дополнения ответа противника вы можете получить дополнительный балл, но так же не стоит забывать о правилах поведения на уроке, за несоблюдение правил жюри, имеет право снимать баллы
- Правила игры понятны?
- Давайте начнём
 (1 слайд)

- Книга! Мы настолько привыкли к этому творению человечества, что редко задумываемся над тем, как оно ценно! Это чудо всегда лежит под рукой, придёт на помощь, научит, подскажет.

- Книга входит в нашу жизнь с самого раннего детства, и мы привыкаем к ней, как привыкаем к воздуху, которым дышим, к солнцу, которое освещает всё вокруг. С книгой каждый из нас путешествует на много лет вперёд, в будущее, и на много лет назад, в историю.

- Я  приглашаю вас совершить увлекательное путешествие по страницам любимых произведений
- И что бы размяться, предлагаю выполнить  первое задание

( педагог раздает листочки с заданиями для команд)
-
Внимательно прочитайте задание
- Ваша задача дописать  название произведения, с которыми вы знакомились на уроках литературы
- Время пошло
(на листках названия произведений

  •          … бабочки
  •          Болтливая ….
  •          Царь и …….
  •          …… на сердце )

( 2 слайд)

- Ребята, время вышло, давайте проверим, что у вас получилось

- Команда… Вы первые закончили, начнём с вас
- Названия каких произведений вы написали?

- И последнее произведение

- Хорошо, спасибо, команда …. ваш ответ

- А теперь внимание правильный ответ
(педагог включает слайд с правильным ответом)

- Теперь предоставим слово, жюри, жетон зарабатывает команда …
(слово жюри)
(педагог раздает жетоны)
- Как вы уже, наверное, догадались, наша игра будет посвящена таким литературным произведениям как
«Три бабочки», «Болтливая птичка», «Царь и кузнец» и  «Шрамы на сердце»

- Размялись, теперь начнется серьёзная борьба, итак, команда …. Вы получили жетон, вам дается право первыми выбрать задание
- Посмотрите на доску
- Второе  задание
(педагог на интерактивной доске включает первое задание)
- Ваша задача вспомнить и соотнести названия произведений и жанр
(педагог раздает задания на листках командам)
(на листках в первом столбике написано название произведения, во втором их жанр: притча,  тайская народная сказка, притча, немецкая народная сказка)
- Время пошло
- Время вышло
- Давайте проверять
- Команда… что у вас получилось? 

- Хорошо, слово предоставляется команде…..ваш вариант ответа

- Спасибо команде…..
- Передайте листочки нашим многоуважаемому жюри
- Теперь давайте узнаем правильный ответ
(педагог включает слайд с правильным ответом)
- «Три бабочки» это немецкая народная сказка, «Шрамы на сердце» это притча, «Болтливая птичка» это тайская народная сказка
- И «царь и кузнец» это притча

- И с этим заданием справилась и получает жетон  команда …..

(слово жюри)
(педагог раздает жетоны)
-
Следующее задание, команда….. выбирайте номер
(команда выбирает номер задание)

(педагог на интерактивной доске включает слайд с третьим заданием)
- Задание № 3, команды, ваша задача сейчас разгадать ребус и дать определение слову, которое вы разгадаете в ребусе
(педагог раздает листочки с заданием)
- Время пошло

( в ребусах зашифровано слово «притча» и слово «сказка»
притча - короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение (премудрость); сказка -
эпический жанр письменного и устного народного творчества: прозаический устный рассказ о вымышленных событиях в фольклоре разных народов)
-
Время вышло, …. вы отвечаете первыми, какие слова в ребусе вы отгадали   
-
Хорошо, что такое сказка, а что притча

- Команда…. вам слово
- Теперь давайте проверим, у кого ответы были самыми точными
(педагог включает слайд с правильным ответом)

- Теперь слово предоставляется, жюри
- Ответ, какой команды более полный и правильный
(слово жюри)
-
По итогам трех заданий у нас получается следующая ситуации
у команды….. …. жетонов, у команды …. …. жетонов

- Но не стоит расслабляться ведь, это ещё только третье задание, впереди ещё три, и ситуация может кардинально  поменяется
- Обстановка накалена до предела, кто же выиграет этот нелёгкий поединок

- Чтобы немного разрядить обстановку, давайте немного отдохнём и сыграем в игру, которая называется «нос, пол, потолок»
- Знаете правила этой игры?
- У нас есть нос, пол, потолок
- Когда я произнесу слово «нос», нужно пальчиком показать свой нос, при слове «потолок» направить пальчик вверх, а если звучит слово «пол», то вниз.

 

Повторяйте за мной, внимательно слушайте, потому что я могу вас путать
- Сейчас проверим, кто из вас самый внимательный
(педагог играет с детьми в игру)

- Хорошо, молодцы, присаживаемся
- Продолжаем игру
- Следующей право выбора задания предоставляется команде …. 

 

- Четвертое задание
(педагог на доске открывает слайд с 4-м заданием)
- Послушайте внимательно, задание довольно сложное
- Ваша задача к данным  книгам  составить библиотечную карточку


- Для вас задание это не должно составить большого труда, так как вы уже писали отзывы к книгам

- Команда … вам достается книга …
- А команде ….. книга…
- Время пошло

 

- Время вышло, послушаем, что у вас получилось
- Команда… начинайте
- Пожалуйста … 

- Хорошо, спасибо, следующая команда 

- Спасибо командам
- Теперь подведем итог, и послушаем, жюри
- Кому же достанется жетон
(слово жюри)
(педагог раздает жетоны)

- Наша игра уже практически подходит к концу, ещё остается два задания
- Выбираем следующий  номер

- Следующее 5-е задание. Задание для капитанов
- Капитаны команд выходите к доске
(педагог включает слайд с 5-м заданием)
- Герою какого произведения принадлежат следующее слова
(педагог выдает листочки с заданием)

 

- Ваша задача написать имя  героя и название  произведения,  которому принадлежат предложенные слова
(на листочке слова: «Это моё, это мое!»; « Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли»; «… Каждый раз, когда сдержишь гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю»; « Теперь я счастлив! И это ты показал мне причины моих несчастий: они во мне, и я их увидел.»)
- Давайте проверять, команда …., что у вас получилось, вторая команда внимательно слушает.

 

- Спасибо за ответ первой команде, теперь вторая команда, ваш ответ.

- Замечательно, теперь передаем листочки жюри
- И проверяем правильность
(педагог включает слайд с правильным вариантом ответа)
- Вот что у вас должно было получится
-  Слова «Это моё, это мое!» принадлежат птичке из народной сказки  
«Болтливая птичка»
- Слова  « Укрой нас, позволь от дождя спрятаться, мы насквозь промокли» - это слова бабочек

- «… Каждый раз, когда сдержишь гнев, вытаскивай из столба по одному гвоздю» это слова отца из притчи «Шрамы на сердце»
- « Теперь я счастлив! И это ты показал мне причины моих несчастий: они во мне, и я их увидел.» - слова кузнеца из притчи «царь и кузнец»

 

- И жетон получает команда …
(педагог раздает жетоны)

- Последнее на сегодня задание под номером 6
(педагог включает слайд с 6 заданием)
- Творческое задание, подобрать пословицу о щедрости, жадности,  хвастовстве, доброте
(педагог раздает карточки с заданием командам)
- Время пошло
- Ребята, время вышло, давайте послушаем ваши пословицы
- Команда…

- Хорошо, чем ответит команда соперников?

- Замечательно, теперь посмотрите какие пословицы, вы могли ещё написать
(педагог включает слайд с ответами, на которых написаны пословицы щедрости, жадности,  хвастовстве, доброте)

- Вот наша игра и подошла к концу, теперь давайте подведем итоги
- Капитаны команд, оцените работу в группах, как вы считаете, на сколько группа поработала, кто был самым активным, кто самым молчаливым?
- Свой ответ аргументируйте, докажите 
- Хорошо, а теперь команды посчитайте количество жетонов и назовите мне их количество

- И со счетом … побеждает команда …
- Молодцы ребята!
- А остальных ребят  я призываю не расстраиваться, а в следующий раз быть более внимательными, и активными
- Ребята, вам понравился урок?
- Мы совершили увлекательное путешествие по литературным произведениям, вспомнили героев этих произведений. Спасибо вам за работу, за ваши знания. И на прощание я вам дарю  прекрасное стихотворение-пожелание:

 

Я к вам обращаюсь, милые дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь,
Набирайтесь ума!

- Урок закончен, можете идти на перемену

 

Автор: Конева М.А., учитель начальных классов. ГКОУ СО «Дегтярская школа» Свердловская область г. Дегтярск
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: чтение, литература, 4 класс

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.