Урок нацелен на овладение учащимися следующих результатов:
личностные результаты:
внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, осознание алгоритма своего действия, перевод внешней речи на внутренний план;
метапредметные результаты:
*регулятивные УУД: определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
*познавательные УУД: анализировать информацию и уметь её перерабатывать;
*коммуникативные УУД: адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности;
предметные результаты:
*научиться слушать, запоминать полученную информацию.
Цели:
образовательные
- формировать первичные представления о творчестве Ю. Лигуна;
- совершенствовать читательские умения, необходимые для квалифицированной читательской деятельности:
развивающие
- развитие читательского интереса ребёнка, воображения, литературно-творческих способностей и речи читателей;
- расширение и дополнение знаний по литературному чтению;
- развивать читательский и культурный кругозор младших школьников;
воспитательные:
- воспитывать любовь к чтению;
- учить правилам сотрудничества и взаимопомощи.
Форма урока: урок внеклассного чтения
Тип урока: презентация произведений современного детского писателя Ю. Лигуна.
Техническая подготовка урока:
1) Выставка книг Ю. Лигуна.
2) Презентация творчества писателя.
3) Названия произведений Ю. Лигуна на доске: «Карасёнки-поросёнки», «Железный Булкин», «В банке как в танке», «Илья Муромец и Сила Небесная», «Боцман, бурундук, кот и крыса», «Сказки для бабушек» и другие.
Ход урока
1 этап. Мотивация учащихся к деятельности.
*Создание проблемной ситуации.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок внеклассного чтения, а урок приключение, поэтому вначале надо разгадать некоторые загадки. И первая из них следующая: подумайте, о чём говорят вам слова, словосочетания и предложения, написанные на доске: «Карасёнки-поросёнки», «Железный Булкин», «В банке как в танке», «Илья Муромец и Сила Небесная», «Боцман, бурундук, кот и крыса», «Сказки для бабушек: (Это названия произведений писателя, чьи рассказы и сказки вы читали летом, на каникулах).
- А кто автор этих произведений? (Юрий Лигун).
2 этап. Создание ситуации для учебно-познавательной деятельности учащихся.
- Верно, сегодня мы узнаем много нового о творчестве этого автора.
Презентация «Тузики не сдаются!»
3 этап. Презентация учащимися прочитанных ими произведений:
- рецензии на прочитанные самостоятельно произведения;
- рисунки – иллюстрации к произведениям автора;
- выразительное чтение отрывков из понравившихся рассказов.
Слайд №1. Рассказ заранее подготовленного ученика о биографии Ю. Лигуна.
Юрий Лигун – писатель смешной. В смысле, весёлый. А как может быть иначе, если он пишет о детях и для детей? Неудивительно, что его книжки носят удивительные названия: «Тузики не сдаются!», «Железный Булкин», «Карасёнки-Поросёнки» и др. Впрочем, с доброй улыбкой можно говорить и о серьёзном. В этом убеждает последняя книга автора «Илья Муромец и Сила Небесная.
Слайд №2.
Эта книга для всей семьи, от малыша до седобородого деда. Главные герои живут просто, радостно, и, самое главное, со смыслом.
За книгу «Карасёнки-поросёнки» Юрию Лигуну была присуждена Международная детская литературная премия.
Слайд №3.
«Боцман, бурундук, кот и крыса» – это весёлая сказочная повесть о боцмане Неудахине, которому ну никак не везло, пока он не обзавёлся другом-бурундуком. Новый друг оказался таким умным и сообразительным, что благодаря ему на корабле произошли удивительные перемены и добрые превращения, а боцман встретил девушку своей мечты.
Слайд №4.
Однажды у нас была собачка. Её звали Герда. Она никогда не спорила, а наоборот, во всём с нами соглашалась. Стоило крикнуть: «ГЕР-ДА!» – как в ответ раздавалось радостное эхо:
- ДА! ДА!
Слайд №5. С доброй улыбкой Юрий Лигун говорит о серьёзном в последней книге «Илья Муромец и Сила Небесная».
Её герой обыкновенный мальчик Илья Ножкин, на долю которого выпали необыкновенные испытания. Именно они дали ему возможность пройти по стопам своего тёзки – богатыря-монаха Ильи Муромца.
На страницах книги читателя ждут немало неожиданных поворотов, ярких приключений, грустных и забавных ситуаций, а древняя история Святой Киевской Руси предстанет так, словно всё происходило вчера…
Слайд №6.
В этой книжке представлена необычайная история, приключившаяся с обыкновенным мальчиком Санькой Булкиным в канун нового года. Это весёлая добрая сказка, в которой добро побеждает зло. Правда и дружба торжествуют, а злодеи оказываются у разбитого корыта.
Слайд №7.
Современная жизнь немыслима без банков. Но кто поможет разобраться в их головоломных финансовых системах, да ещё с пользой для своего кошелька? Как кто? Ясное дело, восьмиклассник Петя Старостин, который волею случая попал в удивительную историю.
Слайд №8.
Юрий Лигун пишет сказки не только для детей, оказывается есть сказки и для бабушек.
В этой книжке собрались весьма забавные истории, изложенные очень весёлым языком.
И хотя истории разные, их объединяет любовь к бабушкам и внукам, то есть ко всем нам!
Слайд №9
Аудиозапись
Слайд №10.
По книгам «Король Головёшка» и «Страна без правил» ставятся в театрах пьесы для детей.
Книги Лигуна можно назвать современной классикой. В них есть свет, любовь и радость жизни.
Слайд №11.
- У Юрия Лигуна есть свой сайт, где можно узнать много нового о книгах и творчестве автора и называется он «Тузики не сдаются!»
- Мне кажется, что у детских поэтов и писателей есть одно важное преимущество перед взрослыми: они создают произведения, которые сопровождают человека потом всю жизнь. Ведь мы не забываем детских авторов никогда. Современные молодые поэты и писатели, особенно такие как Юрий Лигун, запомнятся сегодняшним детям и станут любимыми для многих поколений.
4 этап. Рефлексия.
- А кто познакомился с другими произведениями Ю. Лигуна? Хотели бы вы сами прочитать его произведения?