К учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение». Сопровождается презентацией.
Цели урока:
Оборудование: презентация, модель весов, выставка книг, картинки с изображением солнца и тучи, карточки со словами.
- Урок я хочу начать с чтения отрывка из стихотворения В. Радина "Дети и книга".
Книги учат детей
Всем премудростям жизни –
Как быть Человеком,
И быть нужным Отчизне,
И как правду от лжи
Все должны отличать.
Как бороться с врагом
И как зло побеждать.
- Чему учат книги?
- Вспомни произведения из пройденного раздела "Час потехи". Что высмеивалось в побасенках? (ответы учащихся)
- Вспомни стихотворение В. Берестова "За игрой". Чему оно нас учит?
- На доске у нас весы. Чем они отличаются от обычных весов?
- Что будем взвешивать на наших весах?
- Взвесим на наших весах все, что мы сейчас назвали.
- Всегда ли тебе легко определять , что хорошо, а что плохо? (Для примера учитель читает рассказ В. Осеевой "Плохо")
- Сегодня мы начинаем изучение нового раздела.
- О чем будут произведения в этом разделе?
- Молодцы, правильно. Прочитай название нового раздела. (Слайд 2)
- Для чего нужно читать и о плохих поступках?
- Сегодня у нас на уроке гости – книги. (учитель берет книгу В. Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо")
- Познакомимся с содержанием первой книги. В ней автор знакомит нас с разными поступками ребят.
- Выбери картинки к словам: хорошо, плохо.
Кроха сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- У меня секретов нет, -
слушайте, детишки, -
папы этого ответ –
помещаю в книжке.
Если сын чернее ночи,
Грязь лежит на рожице, -
ясно, это…
Если мальчик любит мыло
И зубной порошок,
Этот мальчик очень милый,
поступает...
- Что Маяковский считал в жизни важным и главным?
- Какие поступки людей вы считаете хорошими?
- Какие - плохими?
- Приведите примеры из своей жизни, когда ты поступила хорошо, а когда плохо.
- Так как же нужно поступать?
- Узнаем, а как решил поступать мальчик?
Мальчик радостный пошел,
И решила кроха:
"Буду делать – хорошо
И не буду - плохо".
- Вторая гостья – книга Л.Н. Толстого.
Лев Николаевич Толстой прожил долгую жизнь и написал разные произведения. Писатель любил труд, он занимался и крестьянской работой: пахал землю, косил траву, пилил и колол дрова. Он считал, что всякий труд полезен и нужен; уважать можно только такого человека, который всю жизнь трудится.
Много времени он проводил с детьми: зимой катался с ними на санках, коньках, лыжах; летом ходил с ними в лес.
- Что самым важным и необходимым является для каждого человека, по мнению Льва Николаевича?
- На какую чашу весов поместим труд?
- Сегодня на уроке мы прочитаем рассказ Л.Н.Толстого "Правда всего дороже".
- Можно догадаться, о чем пойдет речь в этом произведении?
- Какую цель поставишь перед собой?
Чтение рассказа
- Каким вам показался этот рассказ?
- Что особенно понравилось в рассказе?
Физминутка
- Кто главный герой этого рассказа? (ответы детей)
- Что сделал мальчик?
- Как это произошло?
- Как вы понимаете значение этого слова?
Нечаянно - совершенно без намерения, случайно, ненамеренно, неумышленно
- Как поступил мальчик?
- Как вы оцениваете поступок мальчика?
- Легко ли было герою говорить правду?
- Найдите в тексте слова, которые подтверждают это. (выборочное чтение)
- Как понимаешь значение данного выражения?
Трястись - колебаться, дрожать, содрогаться всем телом (трястись от страха)
- Почему отец сказал мальчику спасибо?
- Как автор относится к своему герою?
- Если бы ты оказалась на месте мальчика, как бы вы поступили?
- В каких словах заключена главная мысль рассказа?
- Прочитайте эту мысль.
Работа с пословицами
- Найдите пословицу, которая подходит к рассказу "Правда всего дороже". Для этого прочитай все пословицы, и отметьте свой выбор.
Карточка
- Какую пословицу ты выбрала. Давай ее прочитаем. -
- Почему ты считаешь, что она подходит к рассказу?
- Какие пословицы вы еще знаете о правде?
- На какую чашу весов поместим правду и ложь?
- Какая чаша весов у нас перевешивает?
- На уроке перевесила чаша добра, а в жизни ?
- А от кого зависит, чтобы и в жизни всегда перевешивала чаша добра?
- Как называется рассказ, с которым познакомились на уроке? ("Правда всего дороже")
- Ответить на вопрос:
- Оцени свою работу на уроке, используя рисунки.
- "Солнышко" - мне все удалось, "солнышко и тучка" - мне не все удалось, "тучка" - у меня ничего не получилось.