Конспект урока по литературному чтению «Развитие художественного восприятия произведения В. Железников «История с азбукой»» для учащихся 1 класса
Разработка урока по образовательной системе «Начальная школа XXI века»
Предмет: чтение, урок слушания, 1 класс, автор: Н.Ф.Виноградова
Тип урока: открытие нового знания
Цель деятельности педагога: создание условий для ознакомления с содержанием произведения В. Железникова «История с азбукой»
Задачи:
- развития умение формулировать ответы на вопросы по содержанию произведения;
- составлять схематичный план и пересказывать по нему;
- воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
Формировать УУД:
- выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД);
- умение оформлять свою мысль в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД);
- умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; работать по предложенному учителем плану (Регулятивные УУД);
- умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт (Познавательные УУД).
Планируемые результаты по УУД:
- личностные: эмоционально воспринимают поступки героев литературного произведения; имеют первоначальное представление о нравственных понятиях, отраженных в литературном тексте;
- метапредметные: регулятивные – осуществление действий по образцу и заданному правилу; познавательные – осознанно воспринимают содержание литературного произведения; коммуникативные – используют доступные речевые средства для передачи своего впечатления, полученного при ознакомлении с литературным произведением;
- предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги; получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного произведения.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная;
- парная;
- индивидуальная.
Оборудование:
- учебник «Литературное чтение. Уроки слушания» для 1 класса, автор Л.А. Ефросинина;
- рабочая тетрадь по литературному чтению;
- мультимедиа установка, компьютер.
Структура урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Здравствуйте! Начнём наш урок литературного чтения.
А что мы должны совершать на каждом уроке? (На каждом уроке мы должны открывать для себя что-то новое.)
А чтобы заметить что-то новое, какие умения вы должны развивать в себе? (Умение воображать, слушать, наблюдать, развивать свою речь.)
Каким вы хотите, чтобы получился наш урок? (Интересным, весёлым, познавательным)
Это будет зависеть от того, как мы будем помогать друг другу.
Итак, чему будет посвящён наш урок ? (Изучению нового)
2. Создание эмоционального настроя. Выход к теме урока
Игра «Волшебный сундучок».
Посмотрите внимательно. У меняя на столе стоит сундучок. Для чего нужны сундучки? (хранить вещи…). Что лежит в сундучке, вы узнаете, если выполните задание.
Послушайте: «…Папа Карло почесал затылке. Накинул на плечи свою единственную старую куртку и пошел на улицу. Он скоро вернулся. Но без куртки. В руке он держал…» (книгу, азбуку)
Что лежит в сундучке?(азбука) Что такое азбука? (ответы детей) Кто видел азбуку? Для чего нам нужна азбука? Где в жизни мы сталкиваемся с азбукой? (ответы детей. Один из вариантов: азбука нам необходима для того, чтобы изучать буквы, учиться читать)
3.Работа по теме урока
3.1. Слушание рассказа В. Железникова «История с азбукой».
Ребята, послушайте. Сегодня мы познакомимся с рассказом Владимира Карповича Железникова. А вы знаете кто такой Владимир Карпович Железников? (предположения детей: человек, который пишет рассказы, писатель.). Я хочу рассказать вам про Владимира Карповича.
Железников Владимир Карпович родился в 1925 году, в семье пограничника. В детстве часто переезжал с родителями с места на место. Работал в детском журнале «Мурзилка» писателем. Владимир Карпович известен не только в России, но и Японии, США, Дании, Польше и др. странах.
Вот несколько произведений, которые написал Владимир Железников. (показ на слайде или на доске)
Как может называться произведение, с которым вы сегодня познакомитесь? (предположения детей) Посмотрите на слайд (на слайдах иллюстрации обложек)
Что общего в этих иллюстрациях? Как может называться наше произведение? (название книги, азбука). Правильная формулировка учителем: «История с азбукой». (чтение рассказа)
Понравился ли вам рассказ? Почему? Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа особенно понравился? (ответы детей, если есть возможность с подтверждением из текста)
3.2. Моделировнаие обложки (работа в парах)
Коммуникативные УУД: выражают четко и грамотно свои мысли.
Чтобы выполнить следующее задание, вам будет необходимо поработать в паре. У вас на партах лежит два листочка. Ваш задача про анализировать свой листочек. Сообщить свою часть вопроса соседу по парте, составить целостный вопрос и выполнить задание.
(на листочках: 1 – составить обложку к рассказу; 2 – дополнить обложку, используя знание имени и фамилии автора, название произведения) На работу отводится 5-7 минут.
После выполнения работы дети презентуют свои обложки (по желанию 3-4 пары), далее проверка на слайде.
Физминутка (общая)
3.3. Повторное слушание рассказа
Назовите героев рассказа. Опишите героев рассказа (внешне, как представляют; характер). Кто из героев вам понравился? Почему? (ответы детей. Примерный вариант: Понравился Юра, потому что он добрый и отзывчивый мальчик. Он помог детям в трудную минуту)
3.4. Работа с иллюстрацией в учебнике
Познавательные УУД: соотносят разные виды информации
Рассмотрите первую иллюстрацию (стр. 19). Перескажите отрывок из текста, соответствующий иллюстрации (читающие дети могу опирать на сам текст, зачитывать необходимую информацию. Аналогичная работа с иллюстрацией на стр. 22)
3.5. Работа с текстом: деление на части, составление схематического плана с введением «заместителей» героев
Регулятивные УУД: удерживают цель деятельности до получения результата, встраивают последовательность необходимых операций
Личностные УУД: воспринимают речь учителя, одноклассников
Метапредметные УУД: использование знако-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов
Обозначьте с помощью «заместителей» героев рассказа (работа в парах).
При составлении плана читать текст по частям. Схематический план с «заместителями» героев (предложить детям самим озаглавить части):
Послушайте начало рассказа. О чем я прочитала? Как назовем эту часть рассказа? (аналогичная работа с остальными частями рассказа)
План-схема цепочки событий (работа в парах):
Физминутка (для глаз)
3.6. Выполнение заданий в учебнике и тетради
Учебник: стр. 24
Прочитай слова. Почему они записаны с большой буквы? Прочитай полное имя.
Прочитай рассказ «Друг». Кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему? (ответы детей)
Тетрадь: стр. 11
Рассмотрите модель обложки в тетради. Дополните ее самостоятельно (самопроверка с ранее выполненным заданием)
Прочитайте слова, подчеркните буквы, которые знаете. Самостоятельное выполнение задание с последующей взаимопроверкой.
Подчеркните слова, которые передают настроение автора. Работа совместная по предложениям.
Прочитайте слово по стрелке.
4. Дополнительная информация (по желанию)
Познавательные УУД: характеризуют героя произведения на основе прослушанного, умение перерабатывать полученную информацию: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт
Как вы думаете, почему Юра рассказал нам эту историю? (рассказ ведется от Юры. Он случайно повстречался с девочкой-первоклассницей и ее братом Сережей, и будучи добрым мальчиком, не оставил детей с неразрешимой проблемой. Юра доволен своим поступком, недаром рассказ заканчивается такими словами главного героя: «Не знаю почему, но настроение у меня было хорошее. Весело на душе, и все. Отличное было настроение. Даже петь хотелось». Добрые поступки всегда приятны тому, кто их совершает)
Были ли у вас такие события, когда вы поступали хорошо, помогали и вам было хорошо и приятно за себя. (ответы детей из жизни)
5. Итог урока
С каким рассказом вы познакомились? Кто его автор? Что вы можете рассказать о Владимире Карповиче? Что вам запомнилось на уроке? (ответы детей)
Дифференцированное задание:
Не читающие дети: соедини «заместитель» героя рассказа с заданным словом.
Читающие дети (2 вариант): соедини героя рассказа с заданным словосочетанием.
1 вариант 2 вариант
Девочка Юра Девочка Юра
учится в классе отличное настроение
Серёжа Мальчик Серёжа Мальчик
Регулятивные УУД: оценивают уровень владения учебным действием.
6. Рефлексия
На доске вы видите лестницу. Сколько ступенек? (3) У каждого из вас есть смайлик. Поместите себя на ту ступеньку, которая соответствует вашему на строению.
Верхняя – я работал (а) самостоятельно, у меня все получилось.
Средняя – я работал (а) самостоятельно, но испытывал (а) затруднение.
Первая ступенька – я испытывал (а) затруднения в заданиях, мне нужно еще потренироваться.
Спасибо за урок. Все ребята молодцы, хорошо поработали.
Литература