План-конспект урока литературного чтения «В. Драгунский. Хитрый способ» для учащихся 2 класса с презентацией. В уроке использована авторская электронная физминутка Масько Л.Г. г. Мончегорск
Цель: формирование навыка правильного, выразительного чтения, умения анализа произведение,
Развитие периферического зрения, обогащение словарного запаса, умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Воспитание нравственных качеств, семейной компетентности, интереса к чтению.
Тип урока: усвоение знаний.
Оборудование: электронная презентация, таблица Шульте, рисунки для рефлексии: дерево, яблочки, листики, цветы, геометрические фигуры для дефференцированного домашнего задания.
Ход урока
I. Орг. момент
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок. Слайд 1
Постарайся всё понять-
Будешь грамотно читать.
II. Подготовка к восприятию
1. Речевая разминка: Слайд 2
Три сороки тараторки
Тараторили на горке
2. Дыхательная гимнастика.
Вдох носом – выдох через рот. (В 1 приём, в 2 приёма, в 3 приёма)
3. Упражнение для развития периферического зрения - таблица Шульте (размер 20x20 см).
Алгоритм использования:
1) как можно быстрее назови все числа по порядку от 10 до 25, указывая карандашом или пальчиком;
2) старайся запоминать расположение сразу двух-трех следующих друг за другом чисел.
Помни! Глаза смотрят в центр таблицы, в число 10, а видят ее всю целиком.
4. Правила чтения: ОГО - ЕГО, ЧТО, ЧТОБЫ, восклицательные и вопросительные предложения, между предложениями делаем остановки.
5. Словарная работа.
Конвейер – машина для непрерывного перемещения обрабатываемого изделия от одного рабочего к другому. Слайд 3
Инженер – человек с высшим техническим образованием. Слайд 4
Негигиенично – не удовлетворяющий требованиям гигиены (нечисто)
Брезгать – испытывать отвращение к нечистоплотности. Слайд 5
III. Формулирование темы
Объясните пословицы
Добрая семья прибавит разума-ума. Слайд 6
За общим семейным столом еда вкуснее. Слайд 7
- Попробуем сформулировать тему.
О чем будем читать произведение? (О семье)
В. Драгунский. Хитрый способ. Слайд 8
IV. Усвоение знаний
1. Знакомство с биографией Драгунского (Опережающее задание). Слайд 9
- Какие рассказы написал В. Драгунский? (Денискины рассказы)
2. Чтение произведения. Стр. 139. Перед чтение ставится вопрос:
- Почему произведение называется «Хитрый способ»?
Читает учитель до стр. 140, до слов: «Я сразу сел на подоконник…»
Прогнозирование
- В семье возникла проблема. Какая? Слайд 10
- Пофантазируем, поможем решить эту проблему. Слайд 11
(Дети предлагают решения проблемы)
Дочитывание до конца (Хорошо читающими учениками)
- Почему произведение называется «Хитрый способ»?
- Определите жанр произведения.
- Что такое рассказ? (Рассказ – это небольшое повествование, в котором описано одно или несколько событий с малым количеством героев.)
Физминутка (Проводят дети)
Руку правую вперёд, а потом её назад.
А потом её вперёд и немножко потрясём.
Мы танцуем Вуги-вуги, поворачиваем в круге.
И в ладоши хлопаем вот так.
V. Закрепление
1) Выборочное чтение. Беседа.
- Что стал делать Дениска, когда мама сказала что-нибудь придумать? Прочитаем.
- Согласны вы с тем, что Денис – отзывчивый мальчик?
- Прочитайте, какой способ придумал Дениска.
- Можно ли назвать Дениску лентяем? Дайте характеристику герою.
Денис - умнейший изобретатель, придумывает на его взгляд остроумный способ мытья посуды, отзывчивый, фантазёр.
- Кто должен был есть первым, по мнению Дениса? Слайд 12
- Как называется такой способ? (По конвейеру)
- Что сказала мама на это предложение? (негигиенично)
- Как автор относится к своему герою? Смеётся над ним. Относится с юмором.
Юмор - умение видеть и показывать смешное.
Произведение – юмористическое. Слайд 13
Юмор нужен детям для нормального развития. Юмор нужен и взрослым, чтобы через него воспитывать детей.
Физминутка Звездочёт (Электронная)
2) Чтение предложений по концовке.
… посуда! …какое-то! … инженеры? … на диван |
… придумать. … кормить. … какие- то новости. … всю посуду |
Беседа
- Какое настроение у мамы в начале рассказа?
- Изменилось ли мамино настроение в конце рассказа?
- Какое настроение у папы в начале рассказа?
- Дайте характеристику папе.
- Прав ли папа, когда сказал, что веселее есть всем вместе?
- Что нужно для этого делать? Помогать друг другу. Все члены семьи должны участвовать в посильном домашнем труде.
3) Слушание аудиозаписи рассказа. Слайд 14
- Прослушаем аудиозапись. Сравним рассказ в записи с рассказом в учебнике.
После прослушивания.
- Где интереснее? Почему?
В школьной библиотеке есть сборники произведений В. Драгунского. (Показать книги)
VI. Итоговая беседа
- Почему автор решил рассказать читателям об этих событиях?
- Удалось ли автору добиться своей цели?
Семья – это основа государства. Поэтому проблемы семьи рассматриваются на государственном уровне.
15 мая – Международный День семьи Слайд 15
Этот замечательный праздник отмечается и в нашей стране, в нашем городе. В нашей школе проводятся мероприятия и классные часы, посвящённые этому празднику.
Послушаем стихи о семье (Опережающее задание)
VII. Домашнее задание (Деференцированное задание) Слайд 16
Треугольник – читать, пересказывать.
Квадрат – читать, написать письмо Денису.
Круг – читать, сочинить стих. о своей семье.
Рефлексия
Эстафета творчества
Я понял...,
Я улыбнулся...
Я захохотал... над...
Я вспомнил...
Я помечтал о...
Я подумал...
Я согласился с ...
Я узнал себя в ...
Я бы продолжил написанное так...
Дерево урока.
Листик – У меня не получалось, было трудно. Слайд 17
Цветочек – Было трудно, но я всё понял.
Яблочко – У меня всё получалось.
Оценивание работы