Конспект урока литературного чтения 4 класс: Лев Николаевич Толстой "Детство"

Цель: формирование коммуникативных УУД процессе работы над учебной ситуацией: знакомство с повестью Л.Н. Толстого "Детство".

Задачи:

  • актуализировать знания биографии Л.Н. Толстого;
  • познакомить с повестью "Детство", навык анализа произведение, навык чтения произведения.

Планируемые результаты: обучающиеся демонстрируют знания биографии Л.Н. Толстого, и его повести "Детство".

Оборудование: презентация на тему "Л.Н. Толстой "Детство", аншлаги, карточка "Характеристика героев", учебник, тетрадь, дневник, пенал.

Ход урока

Организационно-мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем уроке.
- Предлагаю проверить готовность к уроку, у вас на парте должны лежать лист, учебник, пенал, дневник.

- Вижу все готовы, предлагаю сесть необычным образом, благодаря этому, мы узнаем тему урока.
- Для чего нам необходимо определить тему урока? (для того, чтобы знать, чем мы будем заниматься и спланировать деятельность)

- Сейчас я буду называть факты об этом поэте, а вам необходимо подумать о ком этот факт, если у вас будет предположение, вы сможете сесть и записать имя поэта.
- Когда все смогут сесть, мы проверим ваши догадки.

Вопросы по биографии Л.Н. Толстого

  1. Он был очень общительным.
  2. Был очень состоятельным человеком. (богатым)
  3. Не "ставил" себя выше других.
  4. У него было 13 детей.
  5. В личной библиотеке было более 23 тысяч книг, написанных на 39 разных языках.
  6. Однажды был выдвинут в кандидаты на получение Нобелевской премии по литературе
  7. Начальное образование проходил дома.
  8. Его личный дневник стал опорой для некоторых произведений.
  9. Шесть лет он писал "Война и мир"
  10. Одно из популярных произведений "Детство".

Работа по теме урока

- Отлично, все написали поэта, о котором вы думаете были эти факты.
- Кто хочет поделиться?
- Я вижу, что у всех разные варианты, а хотите узнать о ком были эти факты?

- Чей портрет на слайде? (Л.Н. Толстой)

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) - русский писательЛев Николаевич Толстой (1828-1910) - русский писатель

- Конечно, все факты, которые только что прозвучали, они были именно про него. (учитель обобщает)
- Поднимите руку, кто оказался прав?

- Что тебе помогло определить поэта?
- Кто оказался не прав?
- Что тебя сбило? У тебя были предположения на Толстого?

- Какие рекомендации мы можем дать друг другу?
- Я думаю, что завтра мы еще поработаем с биографией Льва Николаевича и все точно заполняет факты из его биографии.
- Что мы только что делали? (мы вспомнили биографию Толстого и определили тему урока)

Постановка цели урока

- Можем ли вы сформулировать тему? (нет)
- Что мы уже знаем? (поэта Л.Н. Толстой)
- А произведение? (мы не определили)

- Верно, но я его называла, кто внимательно слушал? (Детство. Учитель помогает наводящими вопросами или называет сам)
- Верно! Миша, сформулируй тему. (изучение произведения Л.Н. Толстой "Детство")
- Спасибо! Какую цель для себя, мы можем поставить? (познакомиться с произведением)

- Верно, цель нашего урока познакомиться и проанализировать произведение "Детство" Л.Н. Толстого.
- Как вы думаете, о чем произведение?

- А какие там будут герои? Будут ли отрицательные?
- Предлагаю начать решать цель нашего урока.
- Предлагаю познакомиться с отрывком произведения.

- Для этого, откройте учебник на странице 115.
- Я буду читать, вы следите пальцем за текстом. (учитель выразительно читает произведение)
- Поднимите руку, кому понравилось произведение.

- Какие эмоции оно у вас вызвало?
- Какие картины вы себе представили?
- Были ли здесь отрицательные персонажи? Как вы это определили?

- Какие события описывает Толстой?
- О чем он вспоминает? (о своем детстве и маме)
- Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он?

- Как мальчик относится к своей маме?
- Верно, Николенька с теплом и заботой говорит о маме, он ее очень любит, ее запах, руки.
- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?

- Вы абсолютно правы, Толстой делится с нами своим личным, тем, о чем он думал и грустил по ночам.
- С каким фактом из его биографии это схоже? (он с помощью личного дневника писал произведения)

- Верно, именно произведение "Детство" Лев Николаевич написал с опорой на свой личный дневник, это было первое произведение, которое он опубликовал, и оно вызвало фурор в мире литературы.

- Поднимите руку те, у кого появилось желание прочитать полностью данное произведение?
- Я принесла для вас книги в которых есть это произведение, у кого будет желание, вы сможете взять и дома прочесть.

Первичное закрепление

- Теперь я предлагаю проанализировать описание героев в произведении.

Главные герои повести Л.Н. Толстого "Детство"Главные герои повести Л.Н. Толстого "Детство"

- При анализе мы будем заполнять таблицу.
- Сколько всего было героев? (2)

- Значит сколько будет столбцов?
- Критерии для анализа я предложу вам. (таблица и критерии на слайде)
- Для этого, предлагаю разделиться на группы по 4 человека.

- Миша напомнит, как нужно работать в группе.
- Дополняем. Спасибо!
- Для того, чтобы каждый принял участие в работе, что нужно сделать? Верно, распределить роли.

- Кто будет записывать? Кто работать с книгой?
- Кто контролировать? Кто представлять?
- Отлично, на работу у вас есть 10 минут.

- Когда закончите, сделайте домик из рук.
- Вижу, что все закончили. Предлагаю представить результаты работы.

- Будем работать следующий образом. 1 группа представляет, 2 и 4 проверяют на основе учебника, а 3 и 5 на основе своих работ и т.д.
- Какой вывод мы можем сделать на основе анализа? Как автор описывает маму? Николеньку?
- Это положительные или отрицательные герои? (положительные)

- Как вы это поняли?
- Верно! Толстой вспоминает о маме, о своем детстве, он нежно называет ее и в его памяти всплывают нежные воспоминания, автор не добавлял к описанию героев негативных черт, поэтому мы можем сказать что оба персонажа положительные.

Домашнее задание

- Я предлагаю вам открыть дневник и записать домашнее задание.
- На отметку 4 – изобразить портрет Толстого, на отметку 5 – басня на странице 119 наизусть.
- Поднимите руку, кому понятно задание

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу, я предлагаю подвести итоги. Какая была цель?

- Познакомиться и проанализировать произведение "Детство" Л.Н. Толького.
- Достигли мы ее? Что мы для этого сделали? (дополнительные вопросы)

- Отлично, теперь предлагаю оценить себя.
- Предлагаю поиграть в игру под названием "Рюкзак".
- Для чего нам рюкзак? (чтобы туда что-то складывать и носить с собой)

- А наш мозг, можно назвать рюкзаком? (да)
- Конечно! Я предлагаю подумать, какие знания, полученные сегодня, вы положите себе в рюкзак. Каждый подумает и назовет. Начнем по порядку.

- Спасибо! Я рада что этот урок принес вам новые знания.
- Хочу поблагодарить вам за работу и выделить … за …

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!