Цель: формирование коммуникативных УУД процессе работы над учебной ситуацией: знакомство с повестью Л.Н. Толстого "Детство".
Задачи:
Планируемые результаты: обучающиеся демонстрируют знания биографии Л.Н. Толстого, и его повести "Детство".
Оборудование: презентация на тему "Л.Н. Толстой "Детство", аншлаги, карточка "Характеристика героев", учебник, тетрадь, дневник, пенал.
- Здравствуйте, ребята, я рада вас приветствовать на нашем уроке.
- Предлагаю проверить готовность к уроку, у вас на парте должны лежать лист, учебник, пенал, дневник.
- Вижу все готовы, предлагаю сесть необычным образом, благодаря этому, мы узнаем тему урока.
- Для чего нам необходимо определить тему урока? (для того, чтобы знать, чем мы будем заниматься и спланировать деятельность)
- Сейчас я буду называть факты об этом поэте, а вам необходимо подумать о ком этот факт, если у вас будет предположение, вы сможете сесть и записать имя поэта.
- Когда все смогут сесть, мы проверим ваши догадки.
Вопросы по биографии Л.Н. Толстого
- Отлично, все написали поэта, о котором вы думаете были эти факты.
- Кто хочет поделиться?
- Я вижу, что у всех разные варианты, а хотите узнать о ком были эти факты?
- Чей портрет на слайде? (Л.Н. Толстой)
- Конечно, все факты, которые только что прозвучали, они были именно про него. (учитель обобщает)
- Поднимите руку, кто оказался прав?
- Что тебе помогло определить поэта?
- Кто оказался не прав?
- Что тебя сбило? У тебя были предположения на Толстого?
- Какие рекомендации мы можем дать друг другу?
- Я думаю, что завтра мы еще поработаем с биографией Льва Николаевича и все точно заполняет факты из его биографии.
- Что мы только что делали? (мы вспомнили биографию Толстого и определили тему урока)
- Можем ли вы сформулировать тему? (нет)
- Что мы уже знаем? (поэта Л.Н. Толстой)
- А произведение? (мы не определили)
- Верно, но я его называла, кто внимательно слушал? (Детство. Учитель помогает наводящими вопросами или называет сам)
- Верно! Миша, сформулируй тему. (изучение произведения Л.Н. Толстой "Детство")
- Спасибо! Какую цель для себя, мы можем поставить? (познакомиться с произведением)
- Верно, цель нашего урока познакомиться и проанализировать произведение "Детство" Л.Н. Толстого.
- Как вы думаете, о чем произведение?
- А какие там будут герои? Будут ли отрицательные?
- Предлагаю начать решать цель нашего урока.
- Предлагаю познакомиться с отрывком произведения.
- Для этого, откройте учебник на странице 115.
- Я буду читать, вы следите пальцем за текстом. (учитель выразительно читает произведение)
- Поднимите руку, кому понравилось произведение.
- Какие эмоции оно у вас вызвало?
- Какие картины вы себе представили?
- Были ли здесь отрицательные персонажи? Как вы это определили?
- Какие события описывает Толстой?
- О чем он вспоминает? (о своем детстве и маме)
- Что вы думаете о характере Николеньки? Какой он?
- Как мальчик относится к своей маме?
- Верно, Николенька с теплом и заботой говорит о маме, он ее очень любит, ее запах, руки.
- Можем ли мы сказать, что писатель делится с нами самыми сокровенными переживаниями?
- Вы абсолютно правы, Толстой делится с нами своим личным, тем, о чем он думал и грустил по ночам.
- С каким фактом из его биографии это схоже? (он с помощью личного дневника писал произведения)
- Верно, именно произведение "Детство" Лев Николаевич написал с опорой на свой личный дневник, это было первое произведение, которое он опубликовал, и оно вызвало фурор в мире литературы.
- Поднимите руку те, у кого появилось желание прочитать полностью данное произведение?
- Я принесла для вас книги в которых есть это произведение, у кого будет желание, вы сможете взять и дома прочесть.
- Теперь я предлагаю проанализировать описание героев в произведении.
- При анализе мы будем заполнять таблицу.
- Сколько всего было героев? (2)
- Значит сколько будет столбцов?
- Критерии для анализа я предложу вам. (таблица и критерии на слайде)
- Для этого, предлагаю разделиться на группы по 4 человека.
- Миша напомнит, как нужно работать в группе.
- Дополняем. Спасибо!
- Для того, чтобы каждый принял участие в работе, что нужно сделать? Верно, распределить роли.
- Кто будет записывать? Кто работать с книгой?
- Кто контролировать? Кто представлять?
- Отлично, на работу у вас есть 10 минут.
- Когда закончите, сделайте домик из рук.
- Вижу, что все закончили. Предлагаю представить результаты работы.
- Будем работать следующий образом. 1 группа представляет, 2 и 4 проверяют на основе учебника, а 3 и 5 на основе своих работ и т.д.
- Какой вывод мы можем сделать на основе анализа? Как автор описывает маму? Николеньку?
- Это положительные или отрицательные герои? (положительные)
- Как вы это поняли?
- Верно! Толстой вспоминает о маме, о своем детстве, он нежно называет ее и в его памяти всплывают нежные воспоминания, автор не добавлял к описанию героев негативных черт, поэтому мы можем сказать что оба персонажа положительные.
- Я предлагаю вам открыть дневник и записать домашнее задание.
- На отметку 4 – изобразить портрет Толстого, на отметку 5 – басня на странице 119 наизусть.
- Поднимите руку, кому понятно задание
- Наш урок подходит к концу, я предлагаю подвести итоги. Какая была цель?
- Познакомиться и проанализировать произведение "Детство" Л.Н. Толького.
- Достигли мы ее? Что мы для этого сделали? (дополнительные вопросы)
- Отлично, теперь предлагаю оценить себя.
- Предлагаю поиграть в игру под названием "Рюкзак".
- Для чего нам рюкзак? (чтобы туда что-то складывать и носить с собой)
- А наш мозг, можно назвать рюкзаком? (да)
- Конечно! Я предлагаю подумать, какие знания, полученные сегодня, вы положите себе в рюкзак. Каждый подумает и назовет. Начнем по порядку.
- Спасибо! Я рада что этот урок принес вам новые знания.
- Хочу поблагодарить вам за работу и выделить … за …