Конспект урока литературного чтения в 4 классе: Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце"

Цель: формирование коммуникативных УУД в процессе знакомства с произведением П.П. Бажова "Серебряное копытце".

Задачи урока: познакомить с биографией П.П. Бажова и произведением "Серебряное копытце", определением понятия фольклор, его особенностями.

Оборудование: презентация на тему "Павел Петрович Бажов "Серебряное копытце", аншлаги, учебник, дневник, пенал.

Макет доски

Оформление доски к урокуОформление доски к уроку

Ход урока

Организационный этап

Задача: проверить готовность к уроку и смотивировать на предстоящую деятельность.

- Здравствуйте, я рада вас видеть на нашем уроке.

- Предлагаю проверить готовность к уроку. У вас на парте должны лежать пенал, учебник, дневник.
- Отлично, вижу все готовы, предлагаю сесть.
- Я предлагаю сегодня настроить на урок необычным способом.

- Сейчас, работая в парах, в течении 30 секунд, по очереди убедите одноклассника в том, что урок литературного чтения важен и нужен
- Начинает 1 вариант, время пошло.
- Теперь 2. Отлично!

- Поднимите руку, кого одноклассник убедил, и вы готовы работать!
- Отлично, предлагаю начать!

Актуализация опорных знаний

Задача: актуализировать имеющиеся знания обучающихся в процессе проверки домашнего задания.

- Какое у вас было домашнее задание? (пересказ биографии Бажова)
- Верно, кто готов рассказать?
- Миша рассказывает, остальные оценивают по критериям. (на слайде портрет П.П. Бажова)

Павел Петрович Бажов (1879–1950) - русский писательПавел Петрович Бажов (1879–1950) - русский писатель

- Поднимите руку кому понятно.
- Сколько баллов получилось у Андрея? Почему? Какие рекомендации ты можешь дать Мише?
- Спасибо! Поблагодарим Мишу!

Выявление проблемы

Задача: поставить перед обучающимися проблемные вопросы и смотивировать на учебную деятельность.

1. Мотивация деятельности

- Для того, чтобы узнать с каким произведением Павла Петровича мы будем знакомиться, я предлагаю посмотреть на слайд и подумать, какое название произведение зашифровано под этими изображениями. (Серебряное копытце)
- Поднимите руку кто думает так же, кто иначе. Почему? Ваши предположения?

- Совершенное верно – это серебряное копытце
- Поднимите руку кто уже знаком с данным произведением. Отлично.

2. Проблематизация

- Предлагаю работу в парах. Сейчас я буду задавать вам вопросы для рассуждения, а вы в паре попробуйте ответить на них.
- Как вы считаете, о чем данное произведение?
- Попробуйте предположить, кто главные герои.

- Как вы считаете, что такое фольклор и как он относится в данному произведению?
- Теперь я покажу на слайде иллюстрацию данного произведения. Попробуйте снова ответить на те же вопросы, возможно ваши ответы изменятся.

- Теперь поделитесь со мной. Как вы считаете, о чем данное произведение? О ком? Что такое фольклор? Как он относится в данному произведению? Какие могут быть герои?
- Спасибо за ваши предположения. Хотели бы ответить на все возникшие вопросы?
- Предлагаю данные вопросы оформить в виде плана и постепенно отвечать на них в течении урока.

3. Решение проблемы

- Перед тем как знакомиться с произведением, я предлагаю узнать, что такое фольклор.
- На слайде вы видите определение этого понятия.

Фольклор - устное словесное и музыкальное народное творчество. Это народное творчество, в котором есть проявления духовной культуры народа - язык, верования, обряды, ремесла

- Как вы считаете, что будет в произведении такого, что мы поймем, что это фольклор?
- Я предлагаю начать знакомиться с произведением, для этого откройте учебник на странице 180.
- Начнем читать по частям, я буду останавливать и назвать кто читает следующий. Остальные следят и читают про себя.

- Начинает Миша до "В праздничный день".
- Стоп. Предлагаю обсудить. Как зову главного героя? (Кокованя)
- Что нам автор о нем говорит? (он старик, живет один)

- Что он решил сделать? (взять себе сиротку)
- Для чего? (для того, чтобы не одному жить и научить всему тому, что сам умеет)
- У кого он попросил помощи? (у соседей)

- Что они ему посоветовали? (обратиться к Григорию Потапеву)
- Верно. Что расстроило Кокованю? (что сирота девочка, а он хотел мальчика)
- Как вы думаете, что будет дальше? Согласится ли девочка жить с Кокованей?

- Предлагаю продолжить чтение до "Сам большой".
- И так, предлагаю обсудить. Как звали сиротку? (Даренка)
- Она согласилась жить к Кокованей? (да)

- Какое у нее было условие? (кошка будет жить с ней)
- Верно. Как Кокованя описал свою деятельность? Чем он занимается? (летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю, да все увидеть не могу)
- Чем заинтересовал Кокованя сиротку? (стало любопытно про козла)

- Верно, как вы считаете, что же все-таки такое необычное делает козел ножкой?
- Спасибо за ваши предположения, предлагаю продолжить чтение до "Уложил Кокованя".
- Нравится вам произведение?

- Предлагаю посмотреть на наши проблемные вопросы. На какие мы уже можем ответить? (кто главные герои)
- Верно и кто же? (Кокованя, сиротка, серебряное копытце)
- Отлично, на один вопрос ответили, теперь проанализирует отрывок

- Как автор описывает Кокованю? Дарнеку? Муренку? Серебряное копытце?
- Что попросила Даренка у Коковани? (отправиться зимой вместе)
- Как вы думаете, как себя будет вести Дарнека в путешествии?

- Продолжим чтение до "Ушел Кокованя".
- Что сказали соседи о решении Коковани?
- Как вы считаете, они правы?

- Что произошло, что услышали Кокованя и Даренка когда уже выходили за пределы завода? (лай собак, за ними бежала кошка)
- Верно, как вы думаете, почему они побежала за ними? (она не хотела оставаться одна)
- Куда Кокованя отправился один?

- Как бы вы поступили на месте Коковани?
- Как вы считаете, что произойдет дальше?
- Продолжаем чтение... Понравился сказ? Отлично!

4. Первичное закрепление

- Предлагаю вернуться к нашим вопросам.
- О чем произведение? (Учащиеся высказываются: cказ о доброте, милосердии и душевной щедрости. Это история удивительной дружбы маленькой девочки, ее кошки Муренки и волшебного козлика Серебряное копытце)

5. Сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами

- Главных героев мы назвали
- В чем мы можем проследить фольклор?
- Во что верил Кокованя? (что серебряное копытце принесет ему много камней)

- В это верила сиротка? (да)
- Как вы считаете, почему он сиротки Козлик убегал, а от кошки не стал? (он хотел с ним подружиться, он не хотел от него камней)
- Все верно. (учитель обобщает ответы обучающихся)

Инструктаж домашнего задания

- Я предлагаю вам открыть дневники и записать ДЗ. Обязательное задание для всех:

  1. Ответить на вопрос номер 6 на странице учебника 192 и записать в рабочую тетрадь.
  2. Задание на дополнительную отметку: нарисовать иллюстрацию к любому отрывку сказа.

Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. С биографией какого автора мы сегодня познакомились? (П.П. Бажов)
- С каким его произведением? (Серебряное копытце)
- Верно. Теперь я предлагаю вам в парах обсудить вашу работу на уроке ответил на следующие вопросы:

  • Я узнал ...
  • Я научился ...
  • Мне понравилось ...

- Сначала 1 вариант, затем 2.
- Вижу все закончили. Я рада что многие из вас отметили то, что вам понравилось произведение.
- Благодарю вас за урок!

Размер:
21.86 Kb
Скачали:
7