Цель урока: формирование коммуникативных УУД (умение оформлять свои мысли в устной и письменной речи, подтверждать свою речь фрагментами из текста) в процессе анализа стихотворения "Листопад" И.А. Бунина.
Задачи:
Планируемые результаты: обучающиеся демонстрируют знания биографии И.А. Бунина, знакомы со стихотворением "Листопад", навык анализа произведение, навык выразительного чтения произведения.
Оборудование: презентация на тему "И.А. Бунин "Листопад"", аншлаги ("Цель урока", "Тема урока"), учебник, тетрадь, дневник, пенал, словарь, карточка "Новые слова".
Макет доски
Задача: мотивировать обучающихся на предстоящую деятельность и проверить готовность к уроку.
- Здравствуйте, ребята, я рада вас видеть.
- Предлагаю проверить готовность к уроку, у каждого на парте лежит тетрадь, пенал, словарь, учебник, дневник.
- Кто готов, может сесть.
- Предлагаю посмотреть на слайд, что на наем представлено? (цитата)
- Кто знает, кому она принадлежит? (не знаем)
- Немного позже, мы познакомимся с автором этих строк, а для начала, я попрошу Мишу прочитать их для всех, остальные про себя.
- Как вы считаете, о чем данные строки?
- Как мы можем отнести эти строки к обучению в школе? К нашему 4 классу?
- Конечно, данные строки о событиях, которые когда-то давно произошли, в независимости от того положительные они или отрицательные, мы всегда будем о них помнить, также и о начальной школе.
- Я желаю вам всегда хранить в памяти больше положительных событий и эмоций
Задача: познакомить с биографией И.А. Бунина.
- Вам интересно чья это цитата?
- Взгляните на портрет, кто узнал этого поэта?
- Конечно – это Иван Алексеевич Бунин.
- Что вы знаете о нем?
- Сейчас я каждому из вас выдам портрет Бунина, ваша задача открыть тетрадь, записать дату ... и классная работа, затем в центр листа вклеить портрет, я даю вам 1 минуту.
- Кто готов, глаза на меня.
- Предлагаю вспомнить биографию Бунина с помощью видеоролика, вам нужно будет написать несколько фактов о нам под стрелочками. (показываю на доске).
- У вас должно получиться не менее 7 фактов.
- Даю минуту дописать.
- Предлагаю каждому прочитать по 1 факту по цепочке. Попрошу не повторяться. Слушаем друг друга внимательно.
- Что в биографии Бунина вам запомнилось больше всего?
- Как вы думаете, каким он был человеком?
- Он был молчаливым, скромным и домашним.
- Уберите тетрадь на край парты.
Задача: совместно сформулировать тему и цель урока.
- Как вы считаете, что писал Бунин? Стихотворения, рассказы, повести, сказки?
- Я слышу различные предположения, а если вспомнить какой раздел мы изучаем? (стихотворения)
- Конечно!
- Для того, чтобы определить стихотворение, с которым ы будем знакомиться, я предложу вам на слайде его иллюстрации, а вы попробуйте сказать название стихотворения.
- Какие у вас предположения?
- Данное стихотворение И.А. Бунина "Листопад".
- Как вы думаете, о чем оно?
- Спасибо за ваши предположения, об этом мы узнаем позже, а сейчас поставим перед собой цель.
- Какой она может быть?
- Какие слова мы можем встретить с в стихотворении? Как м обычно поступаем, когда их встречаем? (обсуждаем его значение и записываем в словарик)
- Верно, попробуйте сформулировать цель урока
- Цель нашего урока – познакомиться со стихотворением Бунина "Листопад" и с новыми словами.
- Предлагаю приступить к реализации цели урока!
Задача: познакомить обучающихся со стихотворением И.А. Бунина "Листопад" и проанализировать его с целью расширения словарного запаса.
Мотивация деятельности
- Для начала, предлагаю познакомиться с произведением, для этого закройте глаза и постарайтесь представить все то, что описывается в стихотворении.
- Открывайте глаза.
- Поднимите руку, кому понравилось стихотворении.
- Как эмоции оно вызвало? Чувства?
- Какие картины вы представили?
- Какое отношение автор хотел передать по отношению в осени?
- Как вы относитесь к осени?
- Спасибо! Автор восхищенно говорит об осени, он влюблен в ее цвета, в тишину, в растения и во все то, что создает атмосферу осени.
- Для того, чтобы самостоятельно прочитать стихотворение.
- Я предлагаю открыть учебник на странице 150.
- Я даю вам 2 минуты для того, чтобы прочитать стихотворение.
Проблематизация
- Какие новые слова вы встретили?
- Как вы считаете, что они значат?
- Хотели бы узнать правы вы или нет?
Личное решение проблемы
- Я предлагаю вам в парах выполнить упражнение. Сейчас я выдам 1 на пару таблицу. В первом столбце представлены слова, которые для нас оказались новыми, а во втором их понятия, но не в правильном порядке, я предлагаю вам в паре подумать и соотнести слово и его значение.
- Если закончили работу, делаем домик в паре.
- Отлично
Демонстрация образовательных продуктов
- Кто хочет представить результаты работы?
- Есть кто согласен? Кто не согласен?
- Вижу, что есть и те и другие, хорошо.
Сопоставление друг с другом и с культурно-историческими аналогами
- Теперь парами обменяйтесь карточками, передавая назад в ряду.
- Сразу откройте словарик, параллельно будем записывать новые понятия в него.
- Сейчас на слайде будет появляться слово, затем его верное определение.
- Ставим + или -, записываем к себе.
- Отлично, верните карточки одноклассникам.
- Посмотрите на свои результаты.
- Встанут те, у кого ни одной ошибки, у кого 1 ошибка?
- Похвалим одноклассников. (отлично!)
- Порошу встать всех.
- Предлагаю немного размяться и отдохнуть. (проводится дыхательная и артикуляционная гимнастика)
- Молодцы, садимся.
- Миша, как ты считаешь, почему у тебя ни одной ошибки?
- Олег, как ты считаешь, почему ты допустил ошибки?
- Похвалим Олега и остальных ребят, за то, что они определили причины своих ошибок.
- Вернемся к тесту учебника.
- Что напомнил осенний лес Бунину?
- Найдите подчеркнутые слова, как вы думаете, почему именно они подчеркнуты? Какое это средство выразительности? (сравнения)
- Как ты это определил?
- С чем сравнивает лес автор? (с теремом)
- Докажи строчками из текста.
- Как подчеркнутые сравнения помогают нарисовать образ леса-терема?
- Какие эпитеты использовал для этого автор? (расписной, лиловый, золотой, багряный, голубая лазурь, тихою вдовой, пестрый терем, широкого двора, солнечным теплом, мертвое молчанье, в синей вышине, над солнечной поляной, завороженной тишиной)
- Верно!
- Почему слово осень автор пишет с заглавной буквы?
- Потому что он использует олицетворение, изображает ее как живое существо - тихую вдову.
- Чего он достигает необычным изображением осени?
- Этим поэт достигает особой выразительности, делает явление природы способным на активное действие, как человек, женщина, что и позволяет читателю более ярко представить себе описанную поэтом картину.
- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина?
- Слова замирает, мертвое молчанье, тишина, листика шуршанье, завороженная тишина помогают автору показать, что в осеннем лесу необыкновенно тихо.
- Как образ шуршащего листика усиливает ощущение наступающего тишины?
- Особенно усиливает ощущение наступающей тишины образ шуршащего листика, ведь если слышно, как шуршит листик, значит вокруг стоит мертвая тишина, нет никаких звуков в замершем лесу.
- Теперь прочитайте последние 8 строк про себя, начиная со слов "Такое мертвое молчание" на странице 151 и обратите внимание на то, какие согласные звуки повторяются.
- Кто закончил, глаза на себя. Выскажите свои предположения.
- Предлагаю посмотреть вместе. Какой вывод мы можем сделать?
- В последних восьми строках стихотворения повторяются звуки: [ш], [ж], [ч] - шипящие.
- Как можно догадаться, что красота осени не долговечна?
- О том, что красота осени недолговечна, можно догадаться по следующим строкам: Сегодня на пустой поляне, сегодня целый день играет, сегодня так светло кругом.
- Почему несколько раз повторяется слово "сегодня"?
- Обратите внимание, слово "сегодня" повторяется три раза для того, чтобы подчеркнуть сиюминутность происходящего, ведь уже завтра будет все по-другому, каждый осенний денек приближает наступление холодов, мертвого для природы сезона, периода.
- Что Бунин хотел сказать своим читателям?
- Бунин хотел сказать нам, как переходящая красота природы, как недолговечны мгновения ее жизни, каждый миг природных явлений уникален, неповторим и недолговечен.
- Мы с вами отлично работали над стихотворением, предлагаю приступить к еще одному интересному и полезному виду деятельности.
- Верно, я предлагаю подумать с каким настроением мы будем читать стихотворение.
- При чтении надо передавать настроение грусти, восхищения красотой осеннего леса, стоящей в нем тишиной, завораживающим безмолвием и величием момента красочного увядания.
- В каком темпе? (медленный)
- На какие слова будем делать акцент?
- На какие части можно разделить стихотворение?
- Я даю вам 5 минут на подготовку. А далее мы сможем послушать и оценить 4 человек по желанию. (в это время учитель раздает знакомые для обучающихся арт оценки)
- Кто хочет представить выразительное чтение?
- Остальные вписывают фамилию вступающего и вносят баллы.
- Комментируем. Спасибо! Похвалим одноклассника.
- Спасибо всем, кто представил выразительное чтение стихотворений!
Домашнее задание
- Предлагаю открыть дневник для того, чтобы записать домашнее задание.
- Задание для всех: стр. 150-151 стихотворение наизусть.
- На выбор:
- Поднимите руку кому понятно задание.
- Наш урок подошел к концу, я предлагаю подвести итоги
- Кто помнит тему нашего урока? Кто автор? Как называется стихотворение?
- Какая была цель урока?
- Мы ее достигли?
- Как? Что мы для этого делали? Какие новые слова узнали?
- Отлично! Я считаю, что сегодня мы поработали продуктивно.
- Кто помнит цитату Бунина, с которой м работали в начале урока?
- Скажите, пожалуйста, ка полученные сегодня знания или умения вы точно не забудете и будете использовать дальше? Где?
- Спасибо за ответы и работу на уроке!
- Хочу отдельно поблагодарить … за…