УМК: "Школа России".
Педагогические задачи:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Мотивация (Эмоциональный настрой, создание ситуации успеха) |
Мобилизует внимание детей: В этот февральский погожий денёк Мы проведём в нашем классе урок. Будем работать активно и дружно Это как раз для успеха нам нужно! |
Включаются в познавательную деятельность |
Введение в тему урока (Постановка учебной задачи на урок, проектирование вариантов работы над выявленными и возможными затруднениями) |
Речевая разминка. 1. Разминка речевого аппарата, выполнение упражнения «Конфетка» - имитируем языком, что сосем конфетку, упирая язык попеременно то в левую, то в правую щеку. «Маляр» - движения кончиком языка по небу, как будто мы красим «потолок» во рту, рот широко открыт. Работа над стихотворением Здравствуй, елка, как мы рады Что ты снова к нам пришла И в зелененьких иголках Свежесть леса принесла! На ветвях твоих игрушки И фонарики горят, Разноцветные хлопушки, Бусы разные блестят! - Жужжащее чтение. - Как можно озаглавить стихотворение? - Прочитайте хором стихотворение, делая акцент на второе слово в каждой строчке. - Выразительное чтение чередованием (мальчики – девочки). Проверка домашнего задания: - С произведением какого автора мы работали на прошлом уроке? - Что вы помните из его биографии? - Как называется произведение, с которым мы познакомились? - Кто является главным героем произведения? Выразительное чтение отрывков произведения С. 33 – 1 абзац, c. 35 – 3 абзац Перескажите отрывок с .34 – 4 абзац от первого лица. Для определения вашего понимания прочитанного текста проведём Блиц-опрос «Да-нет» 1. Событие рассказа произошло у бабушки. 2. Мальчика заинтересовал пароходик. 3. Ребёнок хотел найти в пароходике двигатель. 4. Мальчик наблюдал за человечками и днём и ночью 5. Боре удалось поймать человечков. |
Участвуют в речевой разминке
Ёлка
На прошлом уроке мы познакомились с писателем Б. Житковым. Ответы учащихся Произведение называется «Как я ловил человечков» Главным героем произведения является Борис.
Читают выразительно абзацы.
Записывают ответы на листочках.
Ответы: да, да, нет, да, нет. |
Открытие нового (знания, способа действия) (Привлечение уже изученного материала, практическая работа, обсуждение (в парах, группах) |
- В каком разделе литературы мы с вами путешествуем? - Прочитайте пословицу, записанную на доске и попробуйте объяснить её: Что в детстве воспитаешь, на то и в старости обопрёшься. - Произведение какого автора вы читали дома? - Какие задачи поставим на уроке? |
Страна детства. Объяснения учащихся. Зощенко. Познакомиться с биографией Зощенко. Составить план к произведению, характеристику героям. |
Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным Самостоятельная работа, в группах. Дифференцированные задания. Творческие задания. Диагностические задания на осознание и понимание нового. включение будущего нового материала. |
Знакомство с биографией Зощенко - Фамилия писателя Зощенко, а имя и отчество вы отгадаете выполнив работу в карточке. Имя Разгадайте при помощи пронумерованного алфавита Отчество, подчеркните буквы, среди цифр 13М08И579Х111А788Й2462Л72О 444В874И12888Ч665 Произнесите имя и отчество писателя - А биографию нам расскажет…(подготовленный ученик) Михаил Михайлович Зощенко (1894-1958) известен как писатель, сценарист и драматург, основа его творческого метода – острая сатира. Занимался переводами. Родился в Питере. Его родители были дворянами, а мать до замужества играла в театре. Кроме того, она писала детские рассказы. Тем не менее обеспеченной семья не была - отец зарабатывал на жизнь своим талантом художника, но выходило немного – сына выучили в гимназии, а вот на университет уже не хватило – он был отчислен за неуплату. Зощенко начал зарабатывать довольно рано, посвящая летние каникулы работе контролера на железной дороге. Началась война и молодого человека призвали в армию. Воевать ему особенно не хотелось, но четыре боевые награды он все равно получил и даже вернулся на фронт после того, как его списали в запас. А потом была революция 1917 года и возможность уехать из Архангельска, где он служил комендантом почтамта, во Францию. Зощенко от нее отказался. За свою юность писатель сменил около 15 профессий, служил в Красной армии и к 1919 году стал телефонистом. Писать он начал еще восьмилетним мальчиком – сначала это были стихотворения, потом рассказы. Уже в 13 лет он стал автором рассказа “Пальто” – первого из многих, написанных под впечатлением от неурядиц в семье и сложного детства. Зощенко Михаил Михайлович стал популярным очень быстро – его книги издаются , а фразы становятся крылатыми. Беседа о ёлке - Ребята, что такое ёлка? - Из уроков окружающего мира вспомните, какие леса образуют хвойные растения? - Ребята, а вы хотите узнать интересные факты о ёлке? - Найдите их в карточке. Найди интересные факты о ёлке: 1. После гибели ели из ее корневища может вырасти дерево-клон. 2. Ёлка- это хвойное растение. 3. Спустя десять-пятнадцать лет основной корень ели отмирает, и его роль на себя берёт разветвлённая система из множества корней поменьше. 4. Каждая еловая шишка содержит около сотни семян. 5. Ёлка является символом Нового года. 6. Еловые леса удивительным образом влияют на климат. Зимой в ельнике теплее, чем за его пределами, а в летнюю жару — прохладнее 7. У ели хвоинки маленькие и растут по одной. 8. В еловой хвое содержится много витамина С. - Кто может прочитать интересные сообщения об этом хвойном растении? Физминутка Мы повесим шарики, (соединяем пальчики по очереди в кружочки) А потом фонарики, (фонарики) А потом ещё дождинки, (указ. пальчиками рисуем сверху вниз) Не забудем про снежинки. (раскрытые ладошки) Рыбки золочёные, (две ладошки вместе) Огоньки весёлые, (солнышко) Набросаем мишуру, (по очереди плавные движения рук) Продолжаем мы игру. (хлопаем в ладоши) Работа по теме урока - Вернёмся к рассказу Зощенко «Ёлка» - Кто является главным героем произведения? - Какова тема и основная мысль произведения? - Как могли бы развиваться события в произведении, если дети не сломали игрушку, не откусили яблоко, не съели пастилку? - Какой вывод сделал писатель в детстве? Чтение по ролям С. 51 – 2 абзац (роли: Лёля, Минька, мама) Работа в группах - Прежде чем начать выполнять работу в группах повторим правила «Как надо работать в группе» Задания для групп: 1 группа: Работают с киноплёнкой и составляют картинный план 2 группа: Составляет Синквейн к слову «Ёлка» 3 группа: Заполняет по таблице описание Лёли 4 группа: Найти по заданию нужный отрывок в тексте, вставить пропущенные слова и записать 2 «Толстых вопроса» к произведению. 5 группа: Найти по заданию нужный отрывок в тексте, вставить пропущенные слова и записать 2 «Тонких вопроса» к произведению. |
Работа в паре, отгадывают имя и отчество.
Работают самостоятельно Михаил Михайлович Зощенко Рассказывает биографию.
Ответы учащихся.
Индивидуальная работа Находят интересные факты о ёлке, отмечают.
Зачитывает один ученик.
Учащиеся выполняют движения под музыку.
Лёля и Минька Ответы учащихся.
Читают по ролям.
Учащиеся повторяют правила.
Работают в группах, составляют картиннй план, договариваются и заполняют таблицу про Лёлю, Составляют и записывают синквейн, Работают с учебником и составляют «Толстые и тонкие вопросы».
После выполнения работы один представитель от группы для зачитывает результат работы.
|
Итоговая рефлексия (Самоанализ и самооценка: личностные приращения.) Задание на дом
|
- С биографией какого писателя мы познакомились на уроке? - Над каким произведением работали? - Какова основная мысль произведения? - Со всеми ли задачами справились на уроке? - Прочитайте ещё раз пословицу и скажите, подходит ли она к нашему произведению? - А сейчас оцените свою работу. - У нас в классе есть ёлка. (находится на закрытой части доски) - Но нарядить я её не успела. Возьмите конвертики и оцените свою работу. - Если у вас всё получилось на уроке, вы довольны своей работой - возьмите яблоко и повесьте его на ёлку. - Если у вас всё получилось на уроке, но остались ещё вопросы – возьмите конфету и и повесьте его на ёлку. Домашнее задание по выбору: 1. Пересказ произведения 2. Дать характеристику Миньке. 3. Пересказ произведения изменив поступки героев. - Урок я хотела бы закончить словами М.М. Зощенко «Нет, мне, быть может, не удалось стать очень хорошим. Это очень трудно. Но к этому дети, я всегда стремился». - Стремитесь быть хорошими, хоть это очень трудно! - Молодцы, отлично прошёл урок! Спасибо за работу! |
М.М. Зощенко Ответы учащихся.
Дают себе самооценку. Выявляют причины неуспеха.
Оценивают работу всего класса. |