УМК: Школа России.
Цели урока:
Приветствие учащихся. Проверка домашнего задания.
Снова птицы летят издалека
К берегам, расторгающим лед,
Солнце теплое ходит высоко
И душистого ландыша ждет. (А. Фет)
- О каком времени года говорится в стихотворении? Как вы это узнали, по каким приметам?
- Одной из примет весны является прилет птиц. Какие птицы прилетают первыми?
- Сегодня мы прочитаем с вами рассказ и узнаем трогательную историю его героя.
- Прочитайте название рассказа и фамилию автора. (на доске)
Слово о В.П. Астафьеве
Родился Виктор Астафьев 1 мая 1924 года в небольшом селе Овсянка Енисейской губернии (ныне – Красноярский край). Когда он был ребенком, его отца арестовали, а мать умерла во время одной из поездок к мужу. Она утонула в Енисее. С той поры река отметиной пройдет по всем его произведениям, он проведет на реке свои лучшие дни, часы, о которых напишет книги, поминая в них свою мать. Детство Виктор Астафьев провел с бабушкой и дедом.
После того, как отец вышел из тюрьмы и еще раз женился, семья переехала в город Игарка Красноярского края. Когда отец попал в больницу, а новая семья отвернулась от Виктора, он оказался в буквальном смысле на улице. Проскитавшись два месяца, был направлен в детский дом.
В 1942 году Астафьев добровольно ушел на фронт. Обучился военному делу. В 1943 году отправился воевать рядовым солдатом. Когда война закончилась - женился на писательнице Марии Корякиной. Он был слесарем, учителем, кладовщиком. Интересовался литературой.
Впервые рассказ Астафьева был напечатан в 1951 году. ("Гражданский человек") Астафьев написал множество произведений. Например, романы "До будущей весны", "Тают снега"; повести: "Веселый солдат", "Васюткино озеро", "Царь-рыба" и др.
В сборник "Последний поклон" вошли автобиографические рассказы Астафьева о жизни в сибирской деревне, которые он писал для детей. Умер писатель в Красноярске 29 ноября 2001 года и был похоронен в родном селе Овсянка.
- Прочитайте название рассказа.
- Как вы думаете, о ком пойдет речь? (сообщение учащихся о стриже)
- Что про него мы можем узнать из текста? (предположения)
Словарно-лексическая работа
Подберите синонимы к словам:
Подберите антонимы к словам:
мерцать (темнеть, мрачнеть);
строгий (ласковый);
тревога (покой, спокойствие).
Проверка первичного, ориентировочного восприятия текста рассказа.
- Так кто же был стрижонок Скрип?
- Как сложилось его детство?
- Какое чувство пробудила у вас эта история?
- Что понравилось вам в этой истории?
- Итак, сначала стрижонок лишился отца, а потом матери. История грустная, но стрижи не оставили осиротевших птенцов одних. Не дали им умереть. Вожак Белое брюшко заменил им маму. Не надо падать духом, всему можно научиться, все можно преодолеть, если кто-то поддержит, если сам желаешь, если не опустил руки.
1 часть - Рождение Скрипа
- О чем мы читали?
- Как родился стрижонок?
- Какие слова автор употребляет? (Вылупился, пискнул, посмотрел кругом)
- Прочитайте, как повел себя стрижонок. Хорошо ли ему было в гнездышке?
- Стрижонок испугался света, прижался тельцем к маме и задремал. Ему было тепло, уютно рядом с мамой. Он сначала испугался, а потом успокоился.
- Нам нравится Скрип? Мы рады, что ему хорошо? (Скрипу спокойно, хорошо, он доволен)
2 часть - Стрижата первый раз остались одни
- Как вели себя птенцы в гнезде без мамы? (Пищат, беспокоятся голые стрижата. И Скрип беспокоится, а мамы нет. Зовут маму)
3 часть - Мама улетела
- Зачем улетела мама? (Она искала пищу птенцам)
- Понравилась ли стрижонку капелька дождя? (Стрижонок жалел, что капля мала, она была вкусная. Он хотел еще одну)
- Как вела себя мама? (Она радовалась, что Скрипу нравится капелька, и полетела за другой)
- Вот мы с вами прочитали первую часть рассказа и увидели, что в ней тоже есть маленькие законченные части - рассказики.
Характеристика мамы-стрижихи
1. Составляем по ходу анализа текста. Работа над пословицами.
- Прочитайте пословицы и догадайтесь, о ком в них говорится.
Птица рада весне, а дитя – ей.
Сердце ее лучше солнца греет.
Роднее ее родни нет.
- Да, эти пословицы о матери.
- Составьте характеристику мамы-стрижихи, пользуясь текстом. (по ходу анализа текста)
2. Ответы на вопросы после текста стр. 119-110.
3. Характеристика стрижонка Скрипа. (составляем по ходу анализа текста)
- С каким произведением познакомились?
- Кто его написал?
- Что хотел до нас донести писатель? Чему хотел научить?
- Какой урок каждый из вас вынес для себя?
Домашнее задание: стр.100-110, вопрос 10. Составить план текста и подготовить пересказать от 1-го лица.