Цели и задачи:
Средства наглядности: рисунки, передающие состояние моря, слова, описывающие море, слова с характерами старика и старухи.
Каждый день всегда, везде,
На занятиях в игре
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.
1. Язык, губы (оканье, язычок «лодочкой», чистим зубы).
2. Дыхательная гимнастика.
1-3 глубокий вдох, «раз» - задержка дыхания, медленный выдох – на звуках [ф], [ш], [с].
3. Прочитайте чистоговорку. Произнесите её медленно, а потом быстро.
Тара-тара-тараторка,
Быстрая чистоговорка,
Чистая чистоговорка.
Я её проговорю
И пятерку получу.
4. Пятиминутка жужжащего чтения.
Проверка домашнего задания
Дети показывают рисунки и читают эпизоды из сказки.
- Сегодня мы продолжим работать над сказкой.
Лексическая работа
- В сказке есть устаревшие слова. Подберите к ним современные пары (слова записаны на доске).
Молвить – ... (говорить)
Надобно – ... (необходимо)
Осердилась – ... (рассердилась)
Палаты – ... (комнаты)
Заморские – ... (заграничные)
Вкруг – (вокруг)
1. Назовите главных действующих лиц сказки.
2. Определите, какой сказочный герой произнес эти слова. (На каждой парте лежат листочки со словами. Работа в парах)
«Не печалься, ступай себе с Богом!»
«Воротись, дурачина, ты к рыбке».
«Смилуйся, государыня рыбка!»
3.Перечитайте начало сказки.
- Как в ней описана жизнь старика и старухи?
- Какое чудо изменило их жизнь?
- Какой откуп обещала дать за себя золотая рыбка?
- Почему старик не взял откупа?
Физминутка
Давайте проследим, как менялось море с приходом старика. (На доске рисунки с изображением моря, которое с приходом старика каждый раз меняет свой оттенок. Напротив слова, описывающие море, рядом – слова, обозначающие просьбу старика. Заполняется постепенно, в ходе беседы)
- Почему море меняется до того, как на зов старика приплывает золотая рыбка? (Высказывания детей)
- Рыбка чувствует переживания старика, беспокоится за него, поэтому её состояние переносится на море.
- Как вы считаете, попросил бы старик для своей золотой рыбки что-то для себя?
Выборочное чтение
- Меняется ли раз от раза обращение старика к золотой рыбке? (Ответы детей)
- Найдите в тексте и прочитайте эти отрывки.
- А ответы рыбки?
- Найдите в тексте и прочитайте.
- Море с каждым разом было беспокойнее, а сама рыбка, с неизменным радушием встречая старика, успокаивала его.
- А как же вела себя старуха?
- Давайте расположим по порядку (начиная с наименьшего), как возрастали требования старухи. (Записано на доске)
- Вольная царица.
- Владычица морская.
- Новое корыто.
- Столбовая дворянка.
- Новая изба.
- Как же старик пытался усовестить, урезонить старуху?
- Найдите в тексте и прочитайте.
6. Давайте составим характеристику старика и старухи. Соедините
стрелками черты характера старика и старухи. (Слова с характерами на доске. Девочки дают характеристику старухе, мальчики старику).
Характер старика
Характер старухи |
сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный алчный податливый грубый неуживчивый |
- Правильно ли поступила рыбка со старухой?
- Какая основная мысль сказки? Соотнеси её с пословицами. (Пословицы записаны на доске)
Много желать - добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному всё мало.
Вспомните народные сказки - чему они учат читателя?
- Что общего у сказки А. С. Пушкина с народной сказкой? (Троичность: три раза рыбак обращается к рыбке; три раза она исполняет желание рыбака; действуют волшебные силы – рыбка говорит человеческим голосом, слышит старика, когда он кличет её с берега морского, и совершает чудеса).
- Изображена ли в сказке реальная жизнь, то, что могло быть в действительности? (Быт бедного рыбака, картина его жизни; характеры людей – доброго, трудолюбивого, некорыстного, покладистого старика, сварливой, своенравной, жадной, привередливой старухи, веры и убеждения, что всё злое, недоброе, не приносит счастья)
Не замечали вы, что иногда ваше поведение похоже на поведение старухи? Когда это бывает? Можете ли вы такие, нравится окружающим вас людям?
Нравятся вам сказки А.С. Пушкина? Какие сказки вам хотелось ещё прочитать?
Домашнее задание
Выучить наизусть понравившийся отрывок.