Урок внеклассного чтения по рассказу К.Д. Воробьева «У кого поселяются аисты?» 4 класс

Цель: формирование у детей чувства милосердия через прочтение произведения курского писателя К. Д. Воробьева.

 

Ход урока

Организационный момент

Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнем скорей урок.

Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным и полезным.

Мотивация к учебной деятельности. Целеполагание.

Во внутреннем мире человека доброта - это солнце. Виктор Мари Гюго

Прочитайте внимательно эпиграф. Прокомментируйте пожалуйста его.
На столах у вас лежат карточки с заданием. Вам нужно расставить чувства, какое вам ближе.
Работа на доске. На доске разбросаны слова. Давайте мы с вами прочитаем их и разделим на 2 группы. Что вы заметили? Каким словом мы с вами можем объединить положительные качества? (ответы детей милосердие)

- Вы знаете значение этого слова? К чему мы можем обратиться, чтобы узнать точное значение этого слова? (словарю) у каждого на краю парты лежит толковый словарь, найдите пожалуйста значение.
- Ребята, а вам приходилось быть милосердными? (ответы детей)
- Давайте вместе сформулируем тему нашего урока. Какую же мы поставим цель на наш урок? «Тема милосердие в произведениях курских писателей. »

Работа по теме урока

- Послушайте пожалуйста одну легенду:
Легенда рассказывает историю, в которой объясняется, почему у аистов крылья черного цвета. На соломенной крыше дома, в которой жили отец, мать и двое младенцев, было гнездо аистов. Однажды случился пожар, и дом загорелся. Красные языки пламени скользили по стенам на крышу.

Аисты заволновались, стали кричать и звать хозяев дома, но они ушли далеко от дома и не услышали крик аистов. Птицы, не побоявшись пламени, бросились в пылающий дом и вынесли двух младенцев из огня. Именно с того времени кончики крыльев у аистов черные, а ноги и клюв красные от ожогов.

- Какой поступок совершили аисты? Какие аисты? Какое отношение у людей к аистам? А как же аисты относятся к людям? У кого же поселяются аисты? Кто же будет героем произведения , с которым мы познакомимся?
Аисты приносят удачу, счастье и богатство. Эти птицы хорошо разбираются в людях и строят гнезда только у домов добрых и отзывчивых людей.

- Об этом нам расскажет курский писатель Константин Дмитриевич Воробьев. Давайте с вами подробнее узнаем личность писателя. Соня подготовила сообщение о К. Д. Воробьеве. Сейчас она нам расскажет.

Биография писателя

Родился К. Д. Воробьёв 24 сентября 1919года в селе Нижний Реутец Медвенского района Курской области. Мучительным воспоминанием о детстве у него было чувство постоянного голода. В 1933 году голод выкосил многие семьи. Окончив сельскую школу, поступил в сельхозтехникум в Мичуринске. Вернулся в село, закончил курсы киномеханика и 6 месяцев разъезжал по деревням с кинопередвижкой. В 1935 году стал писать стихи и небольшие корреспонденции о сельской жизни и работать в Медвенской районной газете.

В 1938 году призван в ряды Красной Армии. В 1940 году получил направление в Кремлёвское Краснознаменное пехотное училище. В октябре 1941 году в составе Кремлёвских курсантов был отправлен на фронт, в декабре попал в плен. Прошёл через ряд лагерей на территории Литвы. В сентябре 1943 года бежал из плена, организовал партизанскую группу.

С документальной точностью автор рассказывает о пережитых адских мучениях (допросы, пытки, расстрелы, каторжный труд, побеги). Эта повесть под названием "Это мы, Господи!" опубликована лишь в 1986году. После войны работал в снабженческих и торговых организациях. Первый сборник рассказов “Подснежник” вышел в 1956г. ("Гуси - лебеди", "Штырь", "Синель" и др. ) С середины 50-х годов стал заниматься профессиональным литературным трудом.

Умер К. Д. Воробьёв 2 марта 1975 г. в Вильнюсе, перезахоронен в г. Курске.

Закончите предложения:
1. Родился автор...
2. Главное чувство в детстве...
3. Какие произведения автор написал…

Физминутка

Первичное восприятие произведения

- У Константина Дмитриевича так и называется произведение «У кого поселяются аисты?». Давайте прочитаем это произведение. Читаем по цепочке.

Работа над текстом рассказа
1. Какие чувства и переживания вызвал у вас рассказ К. Воробьёва?
3. О чём этот рассказ? (О дружбе Костика и Кольки, о родстве всего живущего на земле, о доброте человеческого сердца)
Связано ли произведение с биографией автора? Почему события происходят в деревне?
4. Почему Костику так хотелось, чтобы у их дома поселились аисты? (Костик добрый, любит животных, но кошку или собаку завести нельзя, потому что нечем кормить, а аисты сами прокормятся.) вспомните биографию писателя.
5. Расскажите историю жизни «семьи» аиста. Зачем Костик, а за ним и автор так долго и подробно рассказывают историю птичьей «семьи»? Найдите в тексте слова о том, что всем на свете живется непросто. (Чтобы мы пожалели Костика и Кольку. Надо всё про них знать: какие они хорошие и как им трудно было.)

6. А как живется семье Костика? Зачитайте.
7. «И всё одно плохо не бывает долго на свете. Всё одно когда-нибудь наступает хорошо, если всем ждать», - думает Костик. Докажите, что так бывает не только у людей, но и у аистов (Тоскующему по погибшей «жене» аисту встречается другая аистиха).
8. Какими были отношения Костика и Кольки? Найдите в тексте и зачитайте.
9. Автор пишет: «Горе пришло разом с зимой…» - почему горе, а не несчастье, например? (Горе – скорбь, глубокая печаль – горе для всех. Несчастье – горестное событие – несчастье для одного.)
10. Кто виноват в гибели аиста? (Бабка.)

11. Какой была жизнь бабки? Можно ли с категоричностью утверждать, что бабка – злой, плохой человек? (Трудной. Нет. Сочувствуем ей.)
12. Костик. Какой он? (Добрый.) Как вы думаете, каким человеком он вырастет? Зачитайте конец рассказа.
- Ребята, а в жизни бывают похожие ситуации? Что же за человек – писатель К. Воробьёв и что он поведал миру?
- Что автор хотел нам сказать своим рассказом, в чем убедить? (Нелегка жизнь всего живого на земле. Мы должны быть добрыми, помогать нуждающимся.)

Закрепление

- Давайте сделаем с вами диафильм? Разделимся на группы. Определим кто какой фрагмент будет готовить. Вам нужно нарисовать иллюстрацию к фрагменту и подписать его.

Итог урока. Рефлексия.

- Давайте же с вами возьмем листочки и расставим заново значимость человеческих чувств для вас. Возьмите первый листок и второй. Сравните. Изменилось ли ваше мнение?
- Если у кого-то появилось желание познакомится с другими произведениями писателя, вы можете сходить в школьную библиотеку и взять. 

Будьте добрыми, Умейте добрыми глазами увидеть радость или беду другого человека. Добрым сердцем откликнуться на неё. И добрым сердцем помочь.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: внеклассное чтение, 4 класс