Цели урока:
Понятия и термины: Александр Сергеевич Пушкин, поэт, сказки.
Оборудование: портрет А.С. Пушкина, выставка книг А.С. Пушкина, иллюстрации к сказкам, презентация к уроку.
С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
- Неделю назад мы закончили изучать буквы и окунулись в волшебный мир стихов, сказок, рассказов. Давайте вместе вспомним с какими авторами и их произведениями познакомились.
- Для этого поиграем в игру "Меткий стрелок"
Читаем отрывок из произведения и соединяем стрелочкой с названием произведения и автором.
- Какой жанр литературного творчества вам нравится больше всего?
- А чем они вам нравятся?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще очень интересным автором, который знаменит своими сказками.
- Догадайтесь, кто автор этих строк.
У лукоморья дуб зеленый,
Златая цепь на дубе том
И днем, и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом. (открывок из поэмы А.С. Пушкина "Руслан и Людмила")
- Найдите среди портретов его портрет.
- Какие произведения написал Александр Сергеевич?
- Что вы знаете о жизни и творчестве этого поэта?
- Значит, какие задачи поставим перед собой на урок?
Видео "А.С.Пушкин"
- Посмотрите видео об А.С. Пушкине. Ваша задача узнать что-то новое о его жизни и творчестве.
- Как звали Пушкина?
- Что нового для себя узнали? (ответы детей)
Работа с учебником
- Посмотрите на иллюстрации, из каких они сказок ?
- Где жили старик со старухой?
- Чем занимался старик? Что делала старуха?
- Кого однажды поймал старик? Какую?
- Какие просьбы старухи рыбка выполнила?
- Какой приказ старухи рыбка оставила без ответа? Почему?
- Охарактеризуйте старика и старуху. Какие они?
- Прочитайте текст на с. 92. Почему Пушкина называют славой и гордостью нашей Родины?
- Действительно, он написал много произведений: это и стихи, и сказки, и рассказы, и повести и романы для взрослых. Некоторые из них представлены на нашей выставке.
Физминутка
Много дети мы читали
И немножечко устали.
Встанем, детки отдохнем
Физминутку проведем.
Раз поднялись, потянулись,
Два согнулись, разогнулись,
Три в ладоши три хлопка,
На четыре – руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
Семь и восемь – лень отбросим!
Первичное чтение (цепочкой)
Цель: Отметить трудные для понимания слова
- Назовите сказку.
- Что в этой сказке случилось с царевной?
- Как она была освобождена?
- Чему учит эта сказка?
- Назовите трудные для понимания слова
Словарная работа
С мольбой, круглолицый, светлоокий, обычай.
Повторное чтение стихотворения
- Какие знаки препинания встретились в отрывке?
- С какой интонацией надо читать?
- Прочитаем все вместе…
- А теперь желающие дети
Выразительное чтение стихотворения
Работа в парах (чтение по ролям)
- Назовите героев этого отрывка
- Кому принадлежат первые 2 строки?
- Прочитайте отрывок по ролям.
Чтение по ролям (корона для королевича, маска "месяц")
Игра "Доскажи словечко"
- А.С. Пушкин написал несколько сказок, кто знает какие?
- Давайте вспомним их. Для этого послушайте небольшой отрывок из сказки, постарайтесь добавить недостающие слова и назовите сказку.
1. Жил старик со своею …
У самого синего …
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три …
2. Белка песенки …
Да орешки все …,
А орешки не простые,
Все скорлупки … .
3. Пошел старик к синему …;
Стал он кликать золотую … .
Приплыла к нему …, спросила:
"Чего тебе надобно, старче?"
4. У лукоморья … зеленый;
Златая … на дубе том;
И днем, и ночью … ученый
Все ходит по цепи кругом.
5. Ветер на море…
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в …
На раздутых …
6. Я сегодня поймал было …
Золотую рыбку, не простую;
По-нашему говорила…
Домой в … синее просилась.
Игра "Узнай сказку"
- Рассмотрите картинки. (яблоко, зеркальце, петушок, рыбка, лебедь, белочка, корыто, шмель)
- В каких сказках встречаются эти предметы?
- Что нового узнали на уроке?
- Что особенно запомнилось и понравилось?
- Какие задачи ставили на урок?
- Достигли ли результата? Оцените свою деятельность на уроке смайликом.