Урок обучения грамоте в 1 классе: Мой первый учебник "Азбука"

Цели урока:

  • познакомить с предметом, учебником, с историей обучения;
  • подвести к пониманию необходимости учиться;
  • показать правила работы с учебной книгой, ориентирование в ней.

Оборудование: презентация, жудожественные детские книги и учебники, на каждом столе желтый кружок из бумаги для самооценки в конце урока.

Ход урока

1. Организационный момент

Учитель: Сегодня первый учебный день, первый в вашей жизни урок. Напомню, меня зовут Надежда Николаевна.
- А теперь я хотела бы услышать, как вас зовут. Назовите свои имена! (дети с места называют имена)
- Я ничего не поняла… Почему? (все говорили одновременно, получился шум)

- Что видите?
- Как быть? (говорить по очереди)
- Чтобы все друг друга слышали, в школе есть правила: "Хочешь говорить – подними руку" и "Один говорит – все слушают".

2. Актуализация знаний. Выявление затруднений

Выставка учебных и неучебных книг.
Учитель: Что видите? Что можете о них сказать?
- Как распределить на две группы? (учебные и неучебные книги)

- Для чего нам неучебные книги? (дети высказывают мнение)
- Учебные книги называют учебниками. Зачем людям учебники?

- Тема нашего первого урока "Мой первый учебник". Сегодня наше первое знакомство с ним.
- На уроках чтения мы будем работать по этому учебнику. Кто умеет читать, прочитайте название. Что обозначает это название?

3. Выход из затруднительной ситуации

Учитель: Раньше буквы в алфавите имели названия Аз, буки, веди… По названиям старинных букв назвали учебную книгу, по которой обучают детей чтению.
- Рассмотрите обложку. Что нарисовал художник? Как вы думаете, почему?
- Как по-другому можно назвать этот учебник? (Букварь)

- Откройте Азбуку. Это форзац. Что видите здесь? (Буквы в алфавитном порядке, слова с этими буквами)
- Титульный лист содержит информацию о создателях учебника. Кто его авторы?
- Кто из вас уже умеет читать?

- Прочитайте в кроссворде, чем мы будем заниматься на уроках чтения.
- Кто запомнил, как называются части книги? (Части книги: обложка, корешок, форзац, титульная страница, страницы книги)

Физминутка под музыку зарядки "Начнем сначала…"

- Послушайте стихи. Какие правила в них спрятались?

Правила пользования учебником

Коль тебе купили книгу,
Не бросай на полку.
От нее не будет толку.
Всем полезно чтение

Про себя и вслух.
Книга – самый верный,
Самый лучший друг!
Из нее узнаешь ты

Обо всем на свете.
На любой вопрос она
Без трула ответит.
В ней стихи и сказки

Все к твоим услугам.
Береги же книгу,
Стань и ты ей другом!
- Какие правила пользования учебником узнали?

4. Первичное закрепление

Работа с учебником. (cтр. 4-5)
Учитель: Всегда ли люди учились так, как мы?
- Как вы думаете, почему возникла необходимость обучения? (необходимо было передавать свои знания детям)
- Что можно узнать, читая эти рисунки? (рассказы детей)

Рассказ учителя

На странице 5, справа – школа в старинные времена. Классов тогда не было. Все – и маленькие, и большие – сидели на уроках в одной простой избе. Порядки в школе были строгие. Ребятам давался наказ: не шуметь, не дразнить товарищей, шапку и одежду снимать, школьный сор выносить.

Кто не выполнял правил, того били розгами. В короткие зимние дни ученики собирались в школу еще затемно. Занятия начинались часов с семи, до самой "вечерни". После занятий ученики убирали помещение, приносили чистой воды и уходили домой, когда было уже темно. Так от темна до темна шли уроки в школах в старину.

За много лет наша школа изменилась. Для вас созданы все условия, чтобы было интересно учиться. И я надеюсь, что вы с удовольствием будете учиться, узнаете много нового, интересного.

6. Включение в систему знаний

Учитель: Кто умеет читать?
- Прочитайте слова: школа, ученик, учитель, уроки, класс.
- Что общего в этих словах? Что их объединяет? (тема "школа")
- Зачем люди ходят в школу? (ответы детей)

Чтение пословиц и их объяснение

- Прочтите:
Без терпенья нет уменья.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

- Что это? (пословица)
- Что такое пословица?

Пословица – краткое изречение с назидательным смыслом. Она содержит поучительный смысл: учит, одобряет, наставляет, порицает, заставляет задуматься

- Какая вам понравилась? Почему?

7. Рефлексия. Самооценка

- Что нового узнали для себя?
- Что было интересно для вас?
- О чем расскажете родителям?
- С каким настроением вы уходите на перемену? (Нарисуйте личико смайлику)

Размер:
35.7 Kb
Скачали:
19

Метки к статье: конспект урока, чтение, 1 класс