УМК: "Начальная школа XXI века".
Цели урока:
Средства обучения: схемы, таблицы "Алфавит", "Сиди правильно при письме", "Положение тетради", "Слоговая таблица", образцы печатной и прописной буквы, на что похожа буква, предметные картинки, иллюстрации к загадкам, учебник "Букварь" I часть, тетрадь "Я учусь читать и писать".
Формы работы: фронтальная, парно-групповая, дифференцированная.
Организационный момент
Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные. Мы - внимательные, мы -старательные. Мы в первом классе учимся. Все у нас получится!
- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с буквами алфавита. Мы получим знания о новой гласной букве и звуке. Также мы повторим все то, что изучили на прошлых занятиях. А сегодняшний урок начнем с речевой разминки.
Речевая разминка
- На доске записаны буквы А,О,У наберем воздух и произнесем их на выдохе три раза. А теперь эти же буквы произнесем быстро и четко как будто, касаясь иголочкой каждой буквы.
Фонетическая зарядка
- Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
- Как рычит собака? (Р-р-р…)
- Как поют комарики? (З-з-з…)
Актуализация опорных знаний
- Как называются буквы, которые мы использовали в речевой разминке?
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?
- Все ли гласные буквы записаны на доске?
- Чем отличаются гласные я, е, ю от других гласных?
- На доске записаны слова. Задание для читающих детей.
юла яма ежик
Юля Яна Аня
- Прочитайте глазками, а затем вслух.
- Почему слова во второй строке записаны с заглавной буквы?
- Чем отличаются первые буквы в первой строке от других гласных?
Игра "Кто внимательный"
- Назовите одинаковый звук в прочитанных словах: экран, этажерка, эскимо, экскаватор.
Проблемная ситуация
- Как вы думаете почему для игры я выбрала именно эти слова?
Вывод детей. Выход из проблемной ситуации.
Работа над новым материалом
1. Знакомство с буквой Э, э и звуком [э].
- На письме звук [э] обозначается буквой Э, э. Обратите внимание на написание этой буквы. Проговариваются и показываются печатные и прописные буквы.
- На что похожа буква Э, э. (работа по рисункам. Находятся отличия между прописной и печатной буквой)
- Произнесем звук хором. Как он произносится? Какой это звук?
2. Чтение стихотворений учителем с показом иллюстраций.
3. Слого – звуковой анализ слова "эскимо".
Физминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок,
Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.
Упражнения для отработки слышать и выявлять звук [э] в слове на слух
Игра "Хлопни в ладоши"
Я назову слово, а вы, если услышите звук [э], хлопните в ладоши: елка, юбка, дятел, эврика, щека, этот, электричество, экскурсия, дети, эра, эхо, тополь
Работа со схемой
Детьми делается вывод о том, что согласный звук перед буквой Э, э всегда твердый.
Работа по учебнику (стр. 48).
1. Отгадать загадку:
На стене в кинотеатре есть большое полотно
Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино.
2. Звуковой анализ слова: экран.
3. Отгадать загадку:
Живет без тела, говорит без языка
Никто его не видит, а всякий слышит.
4. Звуковой анализ слова эхо для не читающих детей
Читающие – читают стихотворение.
Работа в тетради.
Закрепление зрительного образа буквы в тетради "Я учусь писать и читать" на странице 31 закрасить части рисунка, в которые вписана буква Э, э.
Соотнести рисунки со строчками кроссворда и провести звуковой анализ слов: экран, эскимо.
На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руку просится само
Что же это? (эскимо)
Работа по учебнику
Cтр. 49. Разгадывание кроссворда. Обозначить звуки в словах кроссворда фишками. Определить в какой части слова находится звук [э]. Сравнение с иллюстрациями.
Упражнения для укрепления зрения. Гимнастика для глаз. (Использование тренажера для глаз)
Подведение итога урока. Рефлексия
- Посмотрите на доску. Прочитайте предложенные фразы. Выберите одну и выскажите свое мнение об уроке.
- Дети, вы молодцы! Работать с вами было легко и интересно! Спасибо вам за хорошую работу на уроке.