Урок литературного чтения в 1 классе по теме "Гласные буквы Э, э, обозначающие гласный звук [э]"

УМК: "Начальная школа XXI века".

Цели урока:

  • Ознакомление обучающихся с гласным звуком [э], гласными буквами Э, э.
  • Развитие фонематического слуха, интереса к чтению.
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Развитие памяти, внимания, координации движения.

Средства обучения: схемы, таблицы "Алфавит", "Сиди правильно при письме", "Положение тетради", "Слоговая таблица", образцы печатной и прописной буквы, на что похожа буква, предметные картинки, иллюстрации к загадкам, учебник "Букварь" I часть, тетрадь "Я учусь читать и писать".

Формы работы: фронтальная, парно-групповая, дифференцированная.

Ход урока

Организационный момент

Мы сюда пришли учиться
Не лениться, а трудиться
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

- Давайте улыбнемся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Вы многое узнаете и многому научитесь. Пожелаем друг другу успехов в учении. Мы умные, мы дружные. Мы - внимательные, мы -старательные. Мы в первом классе учимся. Все у нас получится!

- Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с буквами алфавита. Мы получим знания о новой гласной букве и звуке. Также мы повторим все то, что изучили на прошлых занятиях. А сегодняшний урок начнем с речевой разминки.
Речевая разминка

- На доске записаны буквы А,О,У наберем воздух и произнесем их на выдохе три раза. А теперь эти же буквы произнесем быстро и четко как будто, касаясь иголочкой каждой буквы.

Фонетическая зарядка
- Как жужжит шмель? (Ж-ж-ж…)
- Как рычит собака? (Р-р-р…)
- Как поют комарики? (З-з-з…)

Актуализация опорных знаний

- Как называются буквы, которые мы использовали в речевой разминке?
- Чем гласные звуки отличаются от согласных?
- Все ли гласные буквы записаны на доске?

- Чем отличаются гласные я, е, ю от других гласных?
- На доске записаны слова. Задание для читающих детей.

юла яма ежик
Юля Яна Аня

- Прочитайте глазками, а затем вслух.
- Почему слова во второй строке записаны с заглавной буквы?
- Чем отличаются первые буквы в первой строке от других гласных?

Игра "Кто внимательный"

- Назовите одинаковый звук в прочитанных словах: экран, этажерка, эскимо, экскаватор.

Проблемная ситуация

- Как вы думаете почему для игры я выбрала именно эти слова?
Вывод детей. Выход из проблемной ситуации.

Работа над новым материалом

1. Знакомство с буквой Э, э и звуком [э].

- На письме звук [э] обозначается буквой Э, э. Обратите внимание на написание этой буквы. Проговариваются и показываются печатные и прописные буквы.
- На что похожа буква Э, э. (работа по рисункам. Находятся отличия между прописной и печатной буквой)
- Произнесем звук хором. Как он произносится? Какой это звук?

2. Чтение стихотворений учителем с показом иллюстраций.
3. Слого – звуковой анализ слова "эскимо".

Физминутка

Мы устали чуточку,
Отдохнем минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок,

Прямо спину ты держи,
На соседа посмотри,
Руки вверх и сразу вниз
И за парту вновь садись.

Упражнения для отработки слышать и выявлять звук [э] в слове на слух

Игра "Хлопни в ладоши"
Я назову слово, а вы, если услышите звук [э], хлопните в ладоши: елка, юбка, дятел, эврика, щека, этот, электричество, экскурсия, дети, эра, эхо, тополь

Работа со схемой
Детьми делается вывод о том, что согласный звук перед буквой Э, э всегда твердый.

Работа по учебнику (стр. 48).

1. Отгадать загадку:
На стене в кинотеатре есть большое полотно
Ходят взрослые и дети посмотреть сюда кино.

2. Звуковой анализ слова: экран.

3. Отгадать загадку:
Живет без тела, говорит без языка
Никто его не видит, а всякий слышит.

4. Звуковой анализ слова эхо для не читающих детей

Читающие – читают стихотворение.

Работа в тетради.

Закрепление зрительного образа буквы в тетради "Я учусь писать и читать" на странице 31 закрасить части рисунка, в которые вписана буква Э, э.
Соотнести рисунки со строчками кроссворда и провести звуковой анализ слов: экран, эскимо.

На палочке, в бумажке,
В шоколадной рубашке,
В руку просится само
Что же это? (эскимо)

Работа по учебнику

Cтр. 49. Разгадывание кроссворда. Обозначить звуки в словах кроссворда фишками. Определить в какой части слова находится звук [э]. Сравнение с иллюстрациями.
Упражнения для укрепления зрения. Гимнастика для глаз. (Использование тренажера для глаз)

Подведение итога урока. Рефлексия

- Посмотрите на доску. Прочитайте предложенные фразы. Выберите одну и выскажите свое мнение об уроке.

  • Сегодня на уроке я понял, что … 
  • Самым интересным для меня было …
  • Мне бы хотелось …
  • Меня удивило …
  • Я могу похвалить своих одноклассников за …

- Дети, вы молодцы! Работать с вами было легко и интересно! Спасибо вам за хорошую работу на уроке.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!