Цель: познакомить учащихся с гласным звуком [а] и буквами А, а.
Оборудование: учебник "Букварь"; карточки с печатными буквами А,а; картинки доктора Айболита, Деда Мороза, арбузов, абрикос, айвы, мухи, мухомора, малины, моркови, автомашины с апельсинами, касса букв и слогов, алфавит.
Задачи:
Ход урока
Организационный момент
Артикуляционные упражнения
Глубокий вдох – полный выдох. Вытягивание губ хоботком при вдохе – "пьем воду".
Рыбка
Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счет. Поправились - похудели. "Поправились" - ровно надули обе щеки, подержали. "Похудели" - втянули щеки в рот между боковыми коренными зубами.
Повторение пройденного
- Найти на картинках предметы, названия которых начинаются со звука [м].
Малина, муха, мухомор, морковь.
- Назовите признаки, по которым гласные звуки отличаются от согласных.
Сообщение темы и цели урока
- На уроке вы познакомитесь с гласным звуком [а], узнаете, какими буквами обозначается этот звук. Научитесь выделять в речи звук [а].
Фонетическая зарядка
- Что просит сказать врач, когда осматривает горло? (А – а – а).
- Как девочка укачивает куклу? ( Аа – аа – ааа…)
Занимательный материал
(Загадки)
Доскажите словечко
Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,
И однажды, бегемота вытащил он из болота
Он известен, заменит, это доктор … (Айболит)
Он и волк, и Дед Мороз, и смешит ребят до слез,
В прошлый раз был педагогом, послезавтра – машинист.
Должен знать он очень много, потому что он … (артист)
Он большой, как мяч футбольный, если спелый – все довольны,
Так приятен он на вкус, и зовут его … (арбуз)
Какой вы услышали звук в начале этих слов? Четко произнесем звук [а] хором. Споем этот звук все вместе хором, а теперь – по одному.
- Вслушаемся, как произносится этот звук [ааа]
- Какой он?
- Почему? (при произношении звука [а] выдыхаемый воздух во рту не встречает преград. Звук произносится с голосом, поется, обозначается красным кружком)
- Звук [а] можно услышать в начале слова, в середине слова, в конце слова.
Аист, астры, аквариум, собака, банка, доска, сестра, голова.
Работа на странице букваря
Знакомство с буквами А, а. Гласный звук [а] можно записать буквой, которая так и называется гласная буква а.
- Найти буквы А, а в верхнем правом углу страницы.
- Сколько букв а изображено? Гласные буквы А, а напечатаны на прямоугольнике, окрашенном в красный цвет.
- Когда употребляется большая буква А?
- Когда – маленькая а?
- Найти буквы А, а в кассе букв и слогов, поставить их на наборное полотно.
Эти буквы печатные. Печатные буквы встречаются в книгах, газетах, журналах.
а) На что похожа буква?
Вот буква вроде шалаша. Не правда ль, буква хороша!
И хоть она проста на вид, а начинает алфавит.
Два столбца наискосок, а между ними поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква А.
б) Упражнение в чтении гласной буквы а по букварю (чтение слогов, слов).
Гласный звук [а] обозначается буквами А, а. Чтобы прочитать букву а, надо ее назвать.
Обобщение изученного материала.
Заучивание стихотворения со слов учителя.
Что везешь, автомашина?
Все, что есть на букву А.
Вот арбузы, апельсины, абрикосы и айва.
Самостоятельная работа
Из счетных палочек составить заглавную печатную букву А.
В тетрадях напечатать гласные буквы А,а, слабым учащимся – обвести.
Рефлексия "Солнышко"
На доске прикреплен круг от солнышка, детям раздаются лучики желтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, голубого цвета – занятие не интересное.
Итог урока
С каким звуком познакомились?