Цели: способствовать развитию интереса к произведениям народных и литературных сказок, повторить и обобщить знания о сказках и сказочных героях, формировать умение рассуждать и делать выводы, развивать образное мышление, речь, память, внимание.
Оборудование:
1. Иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Репка», «Царевна- лягушка», «Гуси-лебеди».
2. Отрывки из произведений- сказок.
3. Иллюстрации к конкурсу «Поезд со сказочными героями».
4. Загадки о сказочных героях.
5. Иллюстрации сказочных героев для конкурса «Кто с кем дружит? »
6. Аудиомагнитофон.
7. Аудиозапись песни из мультфильма «Антошка».
8. Шоколадные медальки для награждения.
9. Сказка «Чёрный омут».
10.Открытки с иллюстрациями к сказкам для конкурса капитанов.
Ход урока-игры:
1. Вступительная беседа.
а) Чтение стихотворения В.Берестова «Как хорошо уметь читать!»
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И прочитать!
б) Беседа о роли чтения в жизни человека.
- Почему хорошо уметь читать? (Ответы детей)
- Кто уже умеет читать? Молодцы!
- Кому дома читают книги?
- Что вы любите слушать?
- Правильно ли говорят: «Книга- источник знаний»? Как вы это понимаете? (Ответы детей).
Вывод учителя:
- Книги раскрывают перед нами весь жизненный мир, учат разбираться в том, что хорошо, а что плохо, рассказывают нам о Родине, о лучших её людях. Из книг мы узнаём о прошлом и настоящем, заглядываем в будущее. И первая наша книга- «Азбука» учит нас читать и познавать мир. Но больше всего на свете мы любим читать и слушать сказки, потому что в них происходят невероятные волшебные приключения, в них интересные и любимые нами герои.
в) Сообщение темы урока.
- Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по дорогам сказок, встретимся с разными литературными героями и поиграем в игры.
2. Литературная игра- викторина «По страницам сказок».
Сообщение правил игры.
(Дети выбирают названия и командиров команд . За каждый правильный ответ команды получают 1 очко. Выигрывает та команда, которая получила больше очков )
Конкурс № 1. Узнай сказку по иллюстрации и назови главных героев.
Учитель показывает иллюстрации- фрагменты сказок. Дети должны узнать сказку и назвать её главных героев. (Используются иллюстрации к сказкам: «Курочка Ряба», «Теремок», «Колобок», «Гуси-лебеди», «Репка», «Царевна-лягушка».)
Конкурс № 2. Узнай сказку по отрывку.
1 отрывок: « Колыбельку сделали из блестящей лакированной скорлупки грецкого ореха. Вместо перинки положили туда несколько фиалок, а вместо одеяльца - лепесток розы. В эту колыбельку девочку укладывали на ночь, а днём она играла на столе». (Х.К.Андерсен. «Дюймовочка»).
2 отрывок: «У ворот стояла принцесса. Боже мой, на кого она была похожа от дождя и непогоды! Вода стекала с её волос и платья, стекала прямо в носки башмаков и вытекала из пяток, а она говорила, что она настоящая принцесса ». ( Х.К.Андерсен. «Принцесса на горошине»).
3 отрывок: «Жили да были старик да старуха; у них не было ни хлеба, ни соли, ни кислых щей. Пошёл старик по сусекам скрести, по лукошкам мести. Собравши немного муки, стали месить …» («Колобок»).
4 отрывок: «- Вот что, сынки. Возьмите по стреле. Выходите в чисто поле и стреляйте: куда стрелы упадут, там и судьба ваша. Сыновья поклонились отцу. Взяли по стреле , вышли в чисто поле. Натянули луки и выстрелили…»
(«Царевна- лягушка»).
Конкурс №3. «Поезд со сказочными героями».
На доске: поезд, состоящий из вагонов, в которых находятся сказочные герои. Они закрыты. Спрятаны. Учитель загадывает загадки- дети угадывают, кто едет в поезде.
Загадки: 1) Над простым моим вопросом
не потратишь много сил:
папа парня с длинным носом
из полена смастерил. ( Буратино)
2) Какой самый известный кот добился успехов хитростью и женил своего хозяина на принцессе? ( Кот в сапогах)
3) Он дружок зверям и детям,
Он- живое существо,
Но таких на белом свете
Больше нету никого.
Но заснята для кино
И известна всем давно
Эта милая мордашка,
А зовётся - …. (Чебурашка).
4) В речке плавает бревно и зелёное оно. ( Крокодил).
5) Бабушка девочку очень любила.
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла своё.
Ну, отгадайте, как звали её? ( Красная Шапочка).
6) Всем по сказке интересной
Мальчик- луковка знаком.
Очень просто и недлинно
Он зовётся …. ( Чиполлино).
7) Она легко, как по канату,
Пройдёт по тоненькой верёвочке.
Она жила в цветке когда - то.
Ну, а зовут её …. ( Дюймовочка).
8) Встаёт на заре,
Поёт во дворе,
На голове гребешок.
Кто это?... (Петушок).
Конкурс № 4. «Кто с кем дружит?»
Выходят по 2 человека от команды. Учитель раздаёт иллюстрации сказочных героев. Задание: найти каждому герою свою пару. Например: Крокодил Гена и Чебурашка, Малыш и Карлсон и т.д.
Пока 4 человека работают, остальные дети поют песню из мультфильма «Антошка».
Конкурс № 5. Блиц- опрос по сказкам.
Вопросы команде №1:
- Самая первая книга ученика.(Букварь).
- У кого смерть на конце иглы? ( У Кощея Бессмертного).
- В кого превратился Гадкий утёнок? (В лебедя).
- Мальчик-луковка?( Чиполлино).
- Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёт? (Ступа).
- Продавец лечебных пиявок.(Дуремар).
Вопросы команде №2:
- Жилище Бабы-Яги? (Избушка)
- Кто из обитателей болота стал женой царевича? (Лягушка).
- Что вы попросили бы у Буратино? (Ключик).
- Кто пишет книги? (Писатель).
- Из какой травы для лебедей вязали свитера? (Из крапивы).
- Имя мальчика, который стал козлёночком? (Иванушка).
Конкурс капитанов.
Капитаны по очереди берут открытку с иллюстрацией к сказке и угадывают к какой сказке эта иллюстрация. Последнюю иллюстрацию они угадать не могут, т.к. она к редко читаемой сказке «Чёрный омут».
Далее учитель читает сказку «Чёрный омут», предупреждая детей, что после чтения учитель задаст командам 3 «внимательных» вопроса по содержанию сказки.
Сказка «Чёрный омут»
Жил-был Заяц в лесу и всего боялся. Боялся Волка, боялся Лису, боялся Филина. И даже куста осеннего, когда с него осыпались листья, - боялся.
Пришёл Заяц к Чёрному омуту.
- Чёрный омут,- говорит, - я в тебя брошусь и утону: надоело мне всех боятся!
- Не делай этого, Заяц! Утонуть всегда успеешь. А ты лучше иди и не бойся!
- Как это?
- А так. Чего тебе боятся, если ты уже ко мне приходил, утонуть решился? Иди- и не бойся!
Пошёл Заяц по дороге, встретил Волка.
- Вот кого я сейчас съем!- обрадовался Волк.
А Заяц идёт себе, посвистывает.
- Ты почему меня не боишься? Почему не бежишь? – зарычал Волк.
- А чего мне тебя боятся? Я у Чёрного омута был. Чего мне тебя, серого боятся?
Удивился Волк, поджал хвост, задумался.
Встретил Заяц Лису.
- А-а-а!..- разулыбалась Лиса.- Парная зайчатинка топает! Иди-ка сюда, ушастенький, я тебя съем.
Но Заяц пошёл, даже головы не повернул:
- Я у Чёрного омута был, серого Волка не испугался,- уж не тебя ли мне, рыжая, боятся?..
Свечерело. Сидит Заяц на пеньке посреди поляны; пришёл к нему важный Филин в меховых сапожках.
- Сидишь? – спросил Филин.
- Сижу,- сказал Заяц.
- Не боишься сидеть?
- Боялся бы – не сидел.
- А что ты такой важный стал? Или охрабрел к ночи- то?
- Я у Чёрного омута был, серого Волка не побоялся, мимо Лисы прошёл- не заметил, а про тебя, старая птица- и думать не хочу.
- Ты уходи из нашего леса, Заяц, - подумав, сказал Филин. – Глядя на тебя все зайцы такими станут.
- Не станут, - сказал Заяц. – Все- то…
Пришла осень. Листья сыплются… Сидит Заяц под кустом, дрожит, сам думает: «Волка серого не боюсь, Лисы красной- ни капельки, Филина мохноногого- и подавно, а вот когда листья шуршат и осыпаются- страшно мне…»
Пришёл к Чёрному омуту, спросил:
-Почему, когда листья сыплются, страшно мне?
- Это не листья сыплются- это время шуршит,- сказал Чёрный омут, - а мы слушаем. Всем страшно.
Тут снег выпал. Заяц по снегу бегает, никого не боится.
Вопросы:
1. Как назвала Лиса Зайца, когда он её встретил?
2. В чём был Филин, когда Заяц вечером сидел на пеньке посреди поляны?
3. Что ответил Чёрный омут Зайцу, когда он спросил: «-Почему, когда листья сыплются, страшно мне?»
3. Подведение итогов. Награждение.