Урок литературного чтения в 1 классе: Сказка В. Сутеева "Дядя Миша"

УМК "Начальная школа XXI века".

Цель урока:

  • развитие стойкого интереса к литературе;
  • накопление читательского опыта;
  • развитие речи и воображения;
  • формирование понятия темы, основной идеи произведения.

Задачи:

  • познакомить учащихся с авторской сказкой В.Г. Сутеева
  • формировать понятие "сказка";
  • учить воспринимать сказочный текст;
  • учить определять тему сказки, правильно называть произведение;
  • учить рассказывать сказку по плану.

Ресурсы: компьютер, презентация (МИМИО-студия), выставка книг В. Сутеева, иллюстрации к книге для работы в парах, листы и детали для оформления модели обложки, клей, конверты со словами для синквейна, листы для самооценки, толковый словарь С. Ожегова.

Организация класса

Дыхательная гимнастика - ритмичное дыхание: вдох – 6 с., задержка дыхания – 6 с., выдох – 6 с.
- Итак, начинаем наш урок литературного чтения.
- Что это за урок?
- Что ждете вы от этого урока?

Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными чувствами.

Сообщение темы урока

- Ребята, по дороге в школу я сегодня встретила героя одного произведения. Он попросил меня рассказать вам его историю. Ему очень интересно ваше мнение об этой истории.

- Сначала, давайте познакомимся с автором, который и написал эту историю. Владимир Григорьевич Сутеев – автор произведений для детей. На уроках литературного чтения мы еще не раз встретимся с этим замечательным детским автором и его книгами. Владимир Григорьевич не только писал книги для детей, но и иллюстрировал их.

Сутеев Владимир Григорьевич (05.07.1903-08.03.1993 гг.) - автор произведений для детейСутеев Владимир Григорьевич (05.07.1903-08.03.1993 гг.) - автор произведений для детей

- По своим книгам этот замечательный автор создал много мультфильмов и вы их, конечно, видели. Он был и сценаристом, и режиссером, и постановщиком мультфильмов. Интересная деталь, Владимир Григорьевич писал правой рукой, а рисовал левой, и даже мог выполнять эти действия одновременно.
- А сейчас приготовились к встрече с новым произведением.

Чтение произведения "Дядя Миша". Проверка первичного восприятия

- Понравилось произведение?
- Что вам понравилось?
- Что вам не понравилось?
- Догадались, с каким героем я встретилась утром?

Моделирование обложки

Обложка сказки В. Сутеева "Дядя Миша"Обложка сказки В. Сутеева "Дядя Миша"

- Что мы делаем после прослушивания произведения?
- Составьте план моделирования обложки.
- Ребята, как вы думаете, что я вам прочитала? (сказку)

- Почему вы так решили? Докажите.
- Как показать на моделях, что я вам прочитала сказку. (Пользуйтесь подсказками)
- Подумайте, о ком эта сказка? (о животных)

- Как показать на модели? (ученики приклеивают коричневый кружок)
- Вспомните, кто написал эту сказку? (В. Сутеев)
- Раз В. Сутеев написал эту сказку, значит он автор.

- Значит, какая это сказка? (авторская, литературная)
- Укажите на модели фамилию автора. (приклеиваем фамилию автора)
- Пришло время узнать заголовок этой сказки.

Заголовок – это окошко для взгляда вперед –
Посмотри – и увидишь, что тебя ждет.
Заголовок – это не просто слова.
Эти слова – всему голова!
(С.К. Тивикова)

- Как вы думаете, как свое произведение назвал В. Сутеев? (предположение детей. Приклеиваем название сказки)
- Кто главный герой нашей сказки? Почему он главный? Как на модели мы отмечаем главного героя?
- Какие еще герои присутствуют в сказке? Как их обозначим на модели?

- Как герои нашей сказки связаны друг с другом? Как в литературе называется разговор двух лиц? (диалог) Как на модели покажем диалог между животными?
- Давайте вспомним, что делал дядя Миша с другими героями сказки. (работа на доске)
- Ну вот, теперь, пользуясь нашими моделями, вы можете правильно назвать и полностью рассказать о произведении, которое мы сегодня читали. (Сутеев "Дядя Миша". Эта сказка о животных. Главный герои…)

Работа в парах

Расставить цифры на картинках в порядке происходящих событий.

Групповая работа

Поиск трудных слов в словаре. Проверка

Рефлексия

- В конвертике найдите слова, которые подходят к нашей сказке. А теперь при помощи этих слов ответьте на мои вопросы

  • Что мы читали? (сказка)
  • Какая сказка? (интересная, поучительная)
  • Что делает сказка? (учит, наставляет, объясняет)
  • Какую фразу вы выбрали для сказки? (учит доводить дело до конца)
  • Все это мы выяснили на … (урок)

Синквейн на доске и на партах.

Самооценка

А теперь я хочу, чтобы вы выразили свое отношение к уроку: возьмите на партах листы бумаги зеленого цвета.

Если вы считаете, что работали на уроке быстро, правильно, самостоятельно – обведите портрет зайца, кота, ежика или белочки.
Если вы работали медленно, не всегда правильно или с помощью других – обведите портрет дяди Миши.
Если вы хитрили, ждали ответы других ребят, чтобы выполнить свое задание – обведите портрет лисы.

Размер:
23.77 Kb
Скачали:
15