Цель урока: знакомство учащихся 2 класса с тремя самостоятельными частями речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе.
Задачи:
Учебник: Русский язык. 2 класс Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
- Ребята, готовы вы к уроку?
На вас надеюсь я, друзья!
Мы – хороший дружный класс.
Все получится у нас! (Запись на доске)
- Под эти девизом я предлагаю провести наш урок.
- Покажите свое настроение. Я дарю вам свою улыбку, подарите и вы всем вокруг.
- Внимательно посмотрите запись:
- Сделайте предположение, какое задание предстоит выполнить?
- Какие именно слова вы должны подобрать?
Определите алгоритм работы, опираясь на следующую запись:
Подобрать слова с противоположным значением – антонимы.
- Какая пара слов может быть лишней? Обоснуйте свой ответ? (Война – мир. Эти слова обозначают предметы, а остальные признаки предметов, потому что отвечают на вопрос какой?)
- Что еще требуется выполнить в задании? (Продолжить ряд)
- На какой вопрос по вашему мнению должна отвечать эта пара слов? (Что делать?)
- Подберите антоним к слову, обозначающему действие предмета.
- Что еще интересного сумели заметить? (Слова – антонимы все начинаются с буквы м)
- Что объединяет все эти слова? Для чего они служат? (Служат для общения, для употребления в устной и письменной речи…)
- Поняв, по какому признаку распределены слова, вы сможете определить тему нашего урока.
лес темный светит
снежинка яркий падает
солнышко легкий зеленеет
- Что обозначают слова 1, 2, 3 столбика? (В первом столбике слова отвечают на вопрос что? и обозначают предметы, …)
- Итак, сделайте выводы. (Тема нашего урока "Части речи")
- Чем нам предстоит заниматься? (Определять, какой частью речи является слово)
- Да, а еще определять признаки частей речи, учиться называть их по другому, т.е. тема эта достаточно большая, нам предстоит узнать много нового о частях речи.
Выведение правила
а) Опираясь на схему, составьте и запишите предложение, используя данные слова.
б) Желающие могут распространить предложение своими словами.
_____ ______ ___________
(Что?) (какой?) (что делает?)
в) Опираясь на таблицу на с. 41, напишите карандашом над словом, к какой части речи оно относится.
Лес темный зеленеет.
(Что?) (какой?) (что делает?)
г) Какой можно сделать вывод? (У каждой части речи есть свое название)
сущ. прил. гл.
Лес темный зеленеет.
(Что?) (какой?) (что делает?)
д) Работа с распространенным предложением.
- Встретились ли вам слова, которые нельзя отнести к этим частям речи? (Возможен предлог, наречие)
- Обратитесь к помощнику на обложке нашего учебника. Какие еще части речи вам предстоит узнать на следующих уроках? (Местоимения, частицы, предлоги)
Словарная работа. Дифференцированная работа по группам
- Выписать слова из орфоэпического словаря:
а) 5 слов – предметов;
все слова, обозначающие признаки предметов;
в) составить предложение, используя слово – действие предмета.
Задание с "ловушками"
- Предлагаю игру "Делай то, что говорю и показываю я"
- Веселый зайчик барабанит.
- Мишка вылез из берлоги.
- Лисонька выслеживает добычу.
- Сова днем сидит на ветке. Она перелетела в ту сторону, куда я показала. (Не знаем куда, днем сова спит)
2. Зарядка для дыхания и снятия усталости глаз "Затушить 8 свечей"
- Закройте глаза, перед вами большой торт, осмотрите его по периметру, на нем 8 свечей, на одном вдохе затушите их.
Работа в парах упр. 70.
Старик, старуха, море, землянка;
рыба, невод, пряжа, трава;
ветхая, синяя, морская, золотая;
жили, ловил, пряла, закинул, пришел.
- Из какой сказки эти слова? ("Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина)
- Изучите каждую группу слов. Каких слов оказалось больше? (Имен существительных)
- Составьте одно предложение, обозначьте наверху части речи. Распределите между собой устные задания. (Один составляет, второй определяет части речи)
2. Самостоятельная работа по карточкам
Дифференцированная работа по степени сложности и объема.
Красная капелька
В черную точку
К солнышку в гости
Ползет по дорожке.
Задания:
- Какой помощник потребовался для 1, 2 группы? (Правило учебника с. 41)
- А для 3 группы? (Общее правило о частях речи)
Анимационная игра "Найди место".
Самопроверка по образцу.
- Покажите, пожалуйста, в каком вагоне нашего поезда вы ехали сегодня на уроке?
Выставление отметок. (В течение урока на полях тетради дети ставят условные знаки за правильные ответы, действия, в конце – суммируют)
- Спасибо за сотрудничество и стремление к получению знаний.
- Я хочу поблагодарить вас за работу, мне было приятно общаться с вами, приятно видеть такой результат.
Задание на дом
Анализ предстоящей домашней работы упр. 71 учебника.
- Обратите внимание на материал упражнения.
- Предположите, какое задание может быть?