Цель урока:
- познакомить учащихся со сказками А. С. Пушкина;
- воспитывать чувства доброты и сострадания;
- развивать воображение, связную речь;
- развивать навык выразительного чтения.
Планируемые личностные результаты освоения:
У обучающихся будут сформированы:
- самоопределение к учебной деятельности.
- установка на здоровый образ жизни
У обучающихся могут быть сформированы:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
Планируемые метапредметные результаты освоения:
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Целеполаганию, прогнозированию;
Познавательные
Обучающиеся научатся:
- постановка и формулирование проблемы.
Обучающиеся получат возможность:
- анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез.
- осуществлять обобщение.
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- Слушать и понимать речь других;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач.
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать и воспринимать на слух произведения;
- видеть и понимать поступки героев;
- рассказывать о герое.
Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.
Форма организации: фронтальная и групповая.
Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска презентация, раздаточный материал.
Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД
Элементы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Орг. момент (мотивация к учебной деятельности). |
Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. |
Приветствуют учителя.
Слушают. |
Речевая разминка. |
Ребята, обратите своё внимание на слайд. (слайд2) Три сороки тараторки тараторили на горке
- Прочитайте медленно. - Что перед вами представлено?
- Что значит тараторить? - Кого называют тараторкой? - Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка? Давайте еще раз прочитаем скороговорку, выделяя звук Р. - В скольких словах встретились звуки [р], [р,]? - Прочитайте скороговорку самостоятельно. - Прочитайте с вопросительной интонацией - с утвердительной - с сердитой - весёлой - с ускорением - очень быстро |
Смотрят на слайд.
- Скороговорка - Читают - Быстро говорить
- Сорок
-звуки [р], [р,]
- В 5 словах
- Читают
- Читают
|
Актуализация знаний. Первичный синтез. |
- Сегодня мы продолжим изучать творчество А. С. Пушкина (Слайд 3) Что вы помните об этом авторе? Александр Сергеевич не писал специально для детей. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках А. С. Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом. |
- Дети слушают.
|
Формулировка темы, цели, задач урока |
Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 90. - Прочтите название произведения. - Ребята, а скажите, пожалуйста, из названия данной сказки, можем мы предположить, о чем будет данная сказка? - Есть ребята которые уже знакомы с данной сказкой? - Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
|
- Открывают учебник - Читают называние
- Дети поднимают руки, кто знаком
- Дети, говорят свои версии.
- Мы сегодня будем знакомиться с сказкой «О рыбаке и рыбке». |
Физкультминутка. |
А теперь, ребята, давайте немного отдохнём. Посмотрите внимательно на слайд и выполняйте движение.
|
Выполняют физминутку |
Анализ произведения. |
- Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать.
- Ребята, мы с вами прослушали отрывок из сказки какие впечатления от услышанного?
- Ребята, давайте откроем учебники на странице 90, посмотрите, как оформлена сказка? - Написана сплошным текстом?
- А как вы думаете почему?
- Действительно, сказка разбита на части, в каждой части происходит какое-то событие.
- Теперь давайте с вами прочтем 1 часть (1 ученик читает все остальные следят)
Ребята, а скажите, как вы понимаете: Ветхая землянка? Ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле. Невод? Невод - большая рыболовная сеть. Откуп? Откуп - плата (Слайд 4,5) - Где жили старик со старухой?
- Сколько лет они жили вместе?
- Что случилось со стариком?
- Почему старик отпустил золотую рыбку? Найдите пример из текста.
Часть 2-3 - Давайте теперь продолжим читать дальше (1 ученик читает все остальные следят)
- Ребята, а скажите, как вы понимаете: Забранила? Забранила- заругала Простофиля? Простофиля - глуповатый человек. Корыто? Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна. Кликать? Кликать - звать. Пуще. Пуще - больше. (слайд 6, 7) Как старуха отреагировала на рассказ старика?
- Как вы думаете почему, у нее было совсем другое отношение к произошедшему чуду?
- Как рыбка вела себя по отношению к старику? Почему?
Часть 4-5 - Давайте теперь продолжим читать дальше. (1 ученик читает все остальные следят) - Ребята, а скажите, как вы понимаете: Корысть? Корысть- выгода, имеет отрицательное значение. Тесовые вороты? Тесовые вороты - ворота, сделанные из тонких досок Столбовая дворянка - дворянка старинного рода (Слайд 8) Была ли старуха довольна тем, что даровала им рыбка? - Что захотелось старухе после того как она получила корыто? Как вы думаете, почему? Почему взволновалось синее море? Почему старуха стала браниться пуще прежнего? Как вы думаете, почему рыбка и во второй раз не отказывает старику?
Как вы понимаете выражение «На чем свет стоит мужа ругает»
Часть 6-8 - Давайте теперь продолжим читать дальше. (1 ученик читает все остальные следят) - Ребята, а скажите, как вы понимаете: Столбовая дворянка?
Душегрейка? Душегрейка - женская теплая кофта, обычно без рукавов, со борами на талии. Кичка? Кичка - старинный праздничный головной убор, замужней женщины Чупрун? Чупрун - чуб, хохол Почему море все более неспокойно?
-какое новое желание появилось у старухи? Как вы думаете, почему старуха себя так ведет? Как называется такое качество человека (жадность)? Как вы расцениваете поведение старухи? Одобряете или нет? Почему? - что увидел старик, вернувшись домой? - как старуха отнеслась к старику? Давайте рассмотрим иллюстрации к отрывку, которые находятся в учебнике. Как изображены персонажи на первой картинке, и что мы видим на второй.
Давайте еще раз вернемся к иллюстрациям и попробовать поговорить о них. Соответствуют ли они написанному? Почему бабка и дед сидят спиной друг к другу? Какой мы видим бабку? Как изображен дед? Удалось ли художнику отразить содержание сказки? |
- Слушают сказку
- Высказывают свое мнение
- Смотрят как оформлена сказка
- Нет разбита на части
- Ответы детей
- Читают
- Отвечают на вопросы, говорят свои версии
- Старик со старухой жили у синего моря в ветхие землянки
- 30 лет и 3 года
- Старик пошёл рыбачить и поймал золотую рыбку
- Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может, сжалился над ней?
- Читают
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии.
- Отругала старика, то что он не воспользовался чудом
- Высказывают своё мнение
- Потому что старик, был добрый и без всякой корысти просил у рыбки помощи
- Читают
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии
- Захотела новый дом
- Очень сильно ругает
- Читают
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии
Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии
Отвечают на вопросы, приводят аргументы |
Подведение итогов. Рефлексия |
- Какой сказкой мы сегодня познакомились?
- Как бы вы поступили на месте старика? -Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься? (слайд) Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу. На доске море. У вас у каждого рыбка. Ваша задача раскрасить рыбку в тот цвет как вы оцениваете свою работу. - если вы хорошо поработали и совсем справились на уроке, то в жёлтый цвет - если вы не совсем все поняли, то в коричневый цвет. Ребята, спасибо за урок! До свидания! |
А.С.Пушкин сказка «О рыбаке и рыбке»
- Высказывают своё мнение |