Конспект урока по литературному чтению 2 класс на тему А. С. Пушкин сказка «О рыбаке и рыбке»

Цель урока:

- познакомить учащихся со сказками А. С. Пушкина;
- воспитывать чувства доброты и сострадания;
- развивать воображение, связную речь;
- развивать навык выразительного чтения.

Планируемые личностные результаты освоения:

У обучающихся будут сформированы:
- самоопределение к учебной деятельности.
- установка на здоровый образ жизни

У обучающихся могут быть сформированы:
- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Планируемые метапредметные результаты освоения:

Регулятивные

Обучающиеся научатся:
- принимать и сохранять учебную задачу, планировать.

Обучающиеся получат возможность научиться:
- Целеполаганию, прогнозированию;

Познавательные

Обучающиеся научатся:
- постановка и формулирование проблемы.

Обучающиеся получат возможность:
- анализ объектов с выявлением существенных и несущественных признаков, синтез.
- осуществлять обобщение.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:
- Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- Слушать и понимать речь других;

Обучающиеся получат возможность научиться:
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникационных задач.

Предметные:

Обучающиеся научатся:
- прогнозировать содержание произведения;
- читать и воспринимать на слух произведения;
- видеть и понимать поступки героев;
- рассказывать о герое.

Тип учебного занятия: урок «открытия» нового знания.

Форма организации: фронтальная и групповая.

Материально-техническое обеспечение: компьютер, интерактивная доска презентация, раздаточный материал.

Деятельность учителя и обучающихся по формированию УУД

 

Элементы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Орг. момент (мотивация к учебной деятельности).

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели

И тихонечко все сели.

Приветствуют учителя.

 

Слушают.

Речевая разминка.

Ребята, обратите своё внимание на слайд. (слайд2)

Три сороки тараторки тараторили на горке

 

- Прочитайте медленно.

- Что перед вами представлено?

 

- Что значит тараторить?

- Кого называют тараторкой?

- Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?

Давайте еще раз прочитаем скороговорку, выделяя звук Р.

- В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?

- Прочитайте скороговорку самостоятельно.

- Прочитайте с вопросительной интонацией

- с утвердительной

- с сердитой

- весёлой

- с ускорением

- очень быстро 

Смотрят на слайд.

 

 

- Скороговорка

- Читают

- Быстро говорить

 

- Сорок 

 

-звуки [р], [р,] 

 

 

- В 5 словах 

 

- Читают 

 

- Читают 

 

 

Актуализация знаний. Первичный синтез.

- Сегодня мы продолжим изучать творчество А. С. Пушкина

(Слайд 3)

Что вы помните об этом авторе?

Александр Сергеевич не писал специально для детей. Создавая свои сказки, он собирал и обрабатывал наиболее яркие мотивы русского и зарубежного фольклора. В сказках А. С. Пушкина показан конфликт между светлым и темным миром, между добром и злом.

 

- Дети слушают.

 

Формулировка темы, цели, задач урока

Ребята, откройте, пожалуйста, учебник на стр. 90.

- Прочтите название произведения.

- Ребята, а скажите, пожалуйста, из названия данной сказки, можем мы предположить, о чем будет данная сказка?

- Есть ребята которые уже знакомы с данной сказкой?

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

 

- Открывают учебник

- Читают называние

 

- Дети поднимают руки, кто знаком

 

- Дети, говорят свои версии.

 

- Мы сегодня будем знакомиться с сказкой «О рыбаке и рыбке».

Физкультминутка.

А теперь, ребята, давайте немного отдохнём.

Посмотрите внимательно на слайд и выполняйте движение.

 

Выполняют физминутку

Анализ произведения.

- Ребята, сейчас я вам включу отрывок из сказки, ваша задача внимательно слушать.

 

- Ребята, мы с вами прослушали отрывок из сказки

какие впечатления от услышанного?

 

- Ребята, давайте откроем учебники на странице 90, посмотрите, как оформлена сказка? - Написана сплошным текстом?

 

- А как вы думаете почему?

 

- Действительно, сказка разбита на части, в каждой части происходит какое-то событие.

 

- Теперь давайте с вами прочтем 1 часть (1 ученик читает все остальные следят)

 

Ребята, а скажите, как вы понимаете:

Ветхая землянка?

Ветхая землянка - старый дом, вырытый в земле.

Невод?

Невод - большая рыболовная сеть.

Откуп?

Откуп - плата

(Слайд 4,5)

- Где жили старик со старухой?

 

- Сколько лет они жили вместе?

 

- Что случилось со стариком?

 

- Почему старик отпустил золотую рыбку?

Найдите пример из текста.

 

Часть 2-3

 - Давайте теперь продолжим читать дальше (1 ученик читает все остальные следят)

 

- Ребята, а скажите, как вы понимаете:

Забранила?

Забранила- заругала

Простофиля?

Простофиля - глуповатый человек.

Корыто?

Корыто - продолговатый сосуд из выдолбленного широкого бревна.

Кликать?

Кликать - звать.

Пуще.

Пуще - больше.

(слайд 6, 7)

Как старуха отреагировала на рассказ старика?

 

- Как вы думаете почему, у нее было совсем другое отношение к произошедшему чуду?

 

- Как рыбка вела себя по отношению к старику? Почему?

 

Часть 4-5

- Давайте теперь продолжим читать дальше. (1 ученик читает все остальные следят)

- Ребята, а скажите, как вы понимаете:

Корысть?

Корысть- выгода, имеет отрицательное значение.

Тесовые вороты?

Тесовые вороты - ворота, сделанные из тонких досок

Столбовая дворянка - дворянка старинного рода

 (Слайд 8)

Была ли старуха довольна тем, что даровала им рыбка?

- Что захотелось старухе после того как она получила корыто?

Как вы думаете, почему?

Почему взволновалось синее море?

Почему старуха стала браниться пуще прежнего?

Как вы думаете, почему рыбка и во второй раз не отказывает старику?

 

Как вы понимаете выражение «На чем свет стоит мужа ругает»

 

Часть 6-8

- Давайте теперь продолжим читать дальше. (1 ученик читает все остальные следят)

- Ребята, а скажите, как вы понимаете:

Столбовая дворянка?

 

Душегрейка?

Душегрейка - женская теплая кофта, обычно без рукавов, со борами на талии.

Кичка?

Кичка - старинный праздничный головной убор, замужней женщины

Чупрун?

Чупрун - чуб, хохол

Почему море все более неспокойно?

 

-какое новое желание появилось у старухи?

Как вы думаете, почему старуха себя так ведет?

Как называется такое качество человека (жадность)?

Как вы расцениваете поведение старухи? Одобряете или нет? Почему?

- что увидел старик, вернувшись домой?

- как старуха отнеслась к старику?

Давайте рассмотрим иллюстрации к отрывку, которые находятся в учебнике.

Как изображены персонажи на первой картинке, и что мы видим на второй.

 

Давайте еще раз вернемся к иллюстрациям и попробовать поговорить о них. Соответствуют ли они написанному? Почему бабка и дед сидят спиной друг к другу? Какой мы видим бабку? Как изображен дед? Удалось ли художнику отразить содержание сказки?

- Слушают сказку

 

 

 

- Высказывают свое мнение

 

 

- Смотрят как оформлена сказка

 

 

- Нет разбита на части

 

- Ответы детей

 

 

 

 

 

- Читают

 

 

 

 

- Отвечают на вопросы, говорят свои версии

 

 

 

 

 

 

 

 

- Старик со старухой жили у синего моря в ветхие землянки

 

- 30 лет и 3 года

 

- Старик пошёл рыбачить и поймал золотую рыбку

 

 

- Потому что, он испугался, так как рыбачил уже долго и не разу не встречал говорящей рыбы. А может, сжалился над ней?

 

 

- Читают

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

- Отругала старика, то что он не воспользовался чудом

 

- Высказывают своё мнение

 

 

- Потому что старик, был добрый и без всякой корысти просил у рыбки помощи

 

 

- Читают

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии

 

 

- Захотела новый дом

 

 

- Очень сильно ругает

 

 

- Читают

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии

 

 

Отвечают на вопросы, выдвигают свои версии

 

Отвечают на вопросы, приводят аргументы

Подведение итогов.

Рефлексия

- Какой сказкой мы сегодня познакомились?

 

- Как бы вы поступили на месте старика?

-Понравилась ли вам сказка? Какие чувства она у вас вызвала? О чем заставляет задуматься?

(слайд)

Ребята, сейчас, я предлагаю вам оценить свою работу.  На доске море. У вас у каждого рыбка. Ваша задача раскрасить рыбку в тот цвет как вы оцениваете свою работу.

- если вы хорошо поработали и совсем справились на уроке, то в жёлтый цвет

- если вы не совсем все поняли, то в коричневый цвет.

Ребята, спасибо за урок! До свидания!

А.С.Пушкин сказка «О рыбаке и рыбке»

 

- Высказывают своё мнение

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!