Технологическая карта урока литературного чтения к УМК «Перспектива» с презентацией
Цель: познакомить с произведением о дружбе.
Ход урока:
1-й этап. Самоопределение к деятельности (1-2 мин)
- Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.
- Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
2-й этап. Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности (5-6 мин.)
1. Сообщение темы и цели урока
На слайде пословица:
Человек без друзей, что дерево без корней (русская пословица).
- Прочитайте пословицу.
- Как вы её понимаете?
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Важна ли для нас эта тема? Почему?
- Как вы понимаете, что такое дружба?
«Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» - словарь С.И.Ожегов.
- Как вы думаете, без кого не может быть дружбы?
- А кто такой друг?
«Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией».
«Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой» - словарь С.И.Ожегов.
- О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.
- И вот сегодня с одним из них мы познакомимся. Стихотворение называется « Настоящий друг».
- А теперь посмотрите на текст в учебнике и на текст в рабочей тетради. Сравните эти тексты.
- Чем они отличаются?
- Почему во втором тексте последние строчки повторяются два раза?
- Вот это на уроке нам и предстоит выяснить.
- Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник.
- А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»?
3-й этап. Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности (2-3 мин.)
2. Работа над текстом.
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
- Итак, давайте определим, кто по желанию хочет прочитать это стихотворение? (3 человека)
- Задача читающих заключается в том, что как можно лучше, выразительно прочитать стихотворение.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте определим группу экспертов (3 человека).
- Задача экспертов состоит в том, чтобы внимательно следить за читающими, оценить их.
- Все остальные внимательно следят как за читающими, так и за оценкой экспертной группы.
4-й этап. Построение проекта выхода из затруднения (10-11 мин.)
Учебник «Литературное чтение» ч.1 стр.116.
(Учащиеся читают стихотворение).
- Пожалуйста, группа экспертов, дайте оценку нашим читающим.
(Дают оценку, отстаивая свою точку зрения).
- Кто не согласен с экспертами?
- Кто думает иначе?
- Оправдались ли наши предположения, что разговор пойдет о дружбе и о друзьях?
- Как вы думаете, от какого лица написано стихотворение? Кто бы мог его написать?
- Как вы понимаете выражение «Не разлить водой»? (неразлучны, всегда вместе, очень дружны)
5-й этап. Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)
3. Работа в парах.
- А теперь поработаем в парах. Послушайте задание: прочитайте текст про себя и запишите правила дружбы, используя наше стихотворение.
(Работают в рабочих тетрадях)
- Проверим написанное.
- А какие правила бы вы еще сюда добавили?
Физминутка
6-й этап. Самостоятельная работа самопроверкой по эталону (4 – 5 мин.)
5. Работа в группах
- Я предлагаю разделиться на 5групп и выполнить следующие задания:
1 группа – собрать пословицы о дружбе.
2 группа – написать, что помогает дружбе.
3 группа – написать, что мешает дружбе
4 группа – написать желания.
5 группа – написать, какими качествами должен обладать настоящий друг.
Проверка заданий.
Вопросы к группам.
1. Какие пословицы о дружбе вы еще знаете?
2. Что еще можно дополнить?
3. Что бы вы дописали?
4. А какое бы было 4 желание?
5. Приходилось ли вам бывать в ситуации, когда нужно было проявить качества настоящего друга?
7-й этап. Включение в систему знаний и повторение (4 – 5 мин.)
- Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.
- Что на уроке было для вас новым?
- Что важное взяли вы с урока?
- Какую цель мы ставили в начале урока? (выяснить, почему последние строчки повторяются 2 раза?)
- Это песня. На слова М. Пляцковского была положена музыка композитором Б. Савельевым.
- Я хочу, чтобы мы ее исполнили.
8-й этап. Рефлексия деятельности (2-3 мин.)
Домашнее задание.
1. Найти информацию, какие еще детские песни о дружбе написал М. Пляцковский.
2. Выучить наизусть стих-е «Настоящий друг»