УМК: «Перспектива».
Цель урока: познакомить учащихся с произведением Михаила Пляцковского "Настоящий друг".
- Сегодня на уроке мы будем и слушать, и запоминать, и рассуждать.
- Ведь чтение без размышления – пустое развлечение.
На слайде русская народная пословица: Человек без друзей, что дерево без корней.
- Прочитайте пословицу. Как вы её понимаете? (ответы детей)
- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?
- Важна ли для нас эта тема? Почему?
- Как вы понимаете, что такое дружба?
- Согласно словаря С.И. Ожегова...
Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов
- Как вы думаете, без кого не может быть дружбы?
- А кто такой друг?
Друг - человек, связанный с кем-то близкими хорошими отношениями, взаимной симпатией.
Друг - человек, который связан с кем-нибудь дружбой. (словарь Ожегова)
- О дружбе написано много произведений, рассказов, сложено много стихов.
- И вот сегодня с одним из них мы познакомимся. Стихотворение называется « Настоящий друг».
- А теперь посмотрите на текст в учебнике и на текст в рабочей тетради. Сравните эти тексты.
- Чем они отличаются?
- Почему во втором тексте последние строчки повторяются два раза?
- Вот это на уроке нам и предстоит выяснить.
- Написал стихотворение Михаил Пляцковский – известный поэт-песенник.
- А как вы понимаете это выражение «поэт-песенник»?
Работа над текстом
- Как вы думаете, о чем это стихотворение?
- С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
- Итак, давайте определим, кто по желанию хочет прочитать это стихотворение? (3 человека)
- Задача читающих заключается в том, что как можно лучше, выразительно прочитать стихотворение.
- Прежде, чем приступить к работе, давайте определим группу экспертов. (3 человека)
- Задача экспертов состоит в том, чтобы внимательно следить за читающими, оценить их.
- Все остальные внимательно следят как за читающими, так и за оценкой экспертной группы.
Учебник «Литературное чтение» ч. 1 стр. 116. (Учащиеся читают стихотворение)
- Пожалуйста, группа экспертов, дайте оценку нашим читающим. (Дают оценку, отстаивая свою точку зрения)
- Кто не согласен с экспертами?
- Кто думает иначе?
- Оправдались ли наши предположения, что разговор пойдет о дружбе и о друзьях?
- Как вы думаете, от какого лица написано стихотворение? Кто бы мог его написать?
- Как вы понимаете выражение «Не разлить водой»? (неразлучны, всегда вместе, очень дружны)
Работа в парах
- А теперь поработаем в парах. Послушайте задание: прочитайте текст про себя и запишите правила дружбы, используя наше стихотворение. (Работают в рабочих тетрадях)
- Проверим написанное.
- А какие правила бы вы еще сюда добавили?
Физминутка
Работа в группах
- Я предлагаю разделиться на 5групп и выполнить следующие задания:
Проверка заданий.
Вопросы к группам
- Вот и подошел к концу наш разговор. Давайте подведём итог.
- Что на уроке было для вас новым?
- Что важное взяли вы с урока?
- Какую цель мы ставили в начале урока? (выяснить, почему последние строчки повторяются 2 раза?)
- Это песня. На слова М. Пляцковского была положена музыка композитором Б. Савельевым.
- Я хочу, чтобы мы ее исполнили.