Цель: создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».
Уровни усвоения:
- представление: формировать представление о дружбе и позитивном отношении к окружающим людям; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
- отношение: формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, умение общаться в коллективе.
- способы поведения: формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки; развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Форма работы: разговор-рассуждение, игра, работа в группах
Оборудование: 4 конверта с заданиями для каждого этапа работы, пословицы, клей.
Пояснительная записка
Классный час на тему «Что такое дружба?» разработан в соответствии с требованиями ФГОС, УМК "Начальная школа XXI века".
Цель занятия: создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».
На уроке планировалось достичь следующих результатов:
1) формировать представление о дружбе и позитивном отношении к окружающим людям; воспитание доброжелательности, уважения друг к другу.
2) формировать стремление к совместной деятельности с одноклассниками; формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, умение общаться в коллективе.
3) формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки; развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Урок проводится в нетрадиционной форме – урок – театрализация. На уроке используются следующие методы обучения: по виду источника информации: словесные (беседа с учащимися, объяснение, чтение стихотворений самостоятельно подобранных учащимися к уроку в соответствии с темой); наглядные (иллюстрации); практические: (работа по составлению пословиц, создание аппликации). Для активизации познавательной активностиобучающихся применены игровые приемы. На уроке реализовываются разные виды работы с классом: самостоятельная, групповая, коллективная, что обеспечивает постоянную смену видов деятельности детей. Соблюдаются здоровье сберегающие технологии. Использована межпредметная связь (русский язык, литературное чтение, музыка, технология). Итог урока подводится с использованием разнообразного красочного материала, некоторых психологических приемов, направленных на формирование навыков дружеского отношения, личностного восприятия и понимания таких понятий, как «дружба», «друг». На основании анализа собственных поступков дана самооценка учащихся. Вывод: дружба нужна и важна в жизни каждого человека.
Ход классного часа:
Весь классный час дети свободно передвигаются по классу. Для групповой работы заранее поставлены парты квадратом. Для обсуждений – поставлены полукругом стулья, стоит трибуна для выступлений. На столах лежат по 4 конверта разного цвета с заданиями, клей-карандаш, ручки.
I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
Дети стоят рядом с учителем у доски.
Учитель:
- Ребята, к нам на классный час пришли гости. А мы гостям всегда - рады! (хором).
- Давайте поприветствуем дорогих гостей! С вами познакомить, я их хочу скорей! (Дети здороваются с гостями и улыбаются им).
- Вот видит, все улыбнулись, а значит, у всех появилось хорошее настроение!
- А теперь, с таким же хорошим настроением мы начнем наш классный час. Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет всем нам только радость от общения друг с другом.
II. Вступительное слово учителя
Учитель:
- О чем же мы сегодня будем вести разговор? Не догадываетесь? (нет)
- А ответ в загадке, которую я вам сейчас загадаю:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то!
Постарался мастер тот!
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три,
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать? (радуга)
Учитель:
- Верно, ребята, радуга. Но у нас необычная радуга. Каждый цвет радуги что-то обозначает.
Окружающим – красный цвет
Дарить – оранжевый цвет
Радость – желтый цвет
Улыбку – зеленый цвет
Жизнерадостность – голубой цвет
Благо – синий цвет
Единство – фиолетовый цвет.
- Прочитав снизу вверх первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего классного часа (фото 1).
- Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе) А теперь.
В это время дети поворачиваются к гостям и учитель, стоя за их спинами, превращается с «Спрашивайку-отвечайку» - быстро одевает белый халат, очки, на шею вешает огромные бумажные часы. Разговаривать он должен шепелявя.
Спрашивайка:
- Ой! А вы кто? (ученики 1 «Б» класса)
- Как вы сюда попали? Вы вообще знаете, что это за место??? (нет)
- Это исследовательский институт «Всезнайки»!!!
- Стоп. Неужели это я, по неосторожности задела свои часы времени и перемещения? Ну, конечно! Задела! Поэтому вы и оказались здесь.
- Что делать? Сразу отправить назад я вас не могу, должно пройти некоторое время, чтобы снова открылись ворота перемещения. Поэтому, вы здесь зависли!
- Я занимаюсь сейчас очень важным проектом! Я пытаюсь разобраться в таком понятии, как «ДРУЖБА». А раз вы здесь зависли, вам придется побыть моими коллегами и помочь мне в моих исследованиях! Согласны? (Да)
- Только уговор, если меня спросят, почему вы такие маленькие, я отвечу, что вы из страны Лилипутии.
- Кстати, меня зовут Спрашивайка-отвечайка! Потому, что я очень люблю спрашивать и отвечать!
(На доске большие знаки вопроса и восклицательный. Спрашивайка-отвечайка их гладит)
- Так, а теперь мне нужно узнать ваши имена. (Спрашивайка водит руками над головами детей, как будто читает их мысли, и называет некоторых детей по И.О)
- Итак, мы начинаем!!!
III. Постановка целей занятия.
- Что бы вы хотели узнать, выяснить на сегодняшнем занятии? (Ответы детей)
- Все ваши ответы правильные. Действительно, сегодня мы с вами должны выяснить:
(К знаку вопроса крепятся таблицы с поставленными)
1) Что такое дружба?
2) Кто такой друг?
3) Какими качествами должен обладать друг? (фото 2).
IV. Работа над понятием дружба
Спрашивайка:
- О дружбе говорили во все времена. О ней много писали поэты, писатели, философы и ученые. Очень много о дружбе написано пословиц. А вы уже знаете, что в пословицах заключена народная мудрость. С некоторыми пословицами мы сейчас с вами и познакомимся.
Работа в группах.
– Прошу, коллеги. Подойдите к своим рабочим местам. Возьмите красный конверт. В каждом конверте лежит пословица. Только по своей рассеянности, я эти пословицы разрезала ножницами. Вам нужно составить эти пословицы, прочитать и объяснить их смысл. Чья группа будет готова, не кричите «Мы готовы!», а издайте какой-нибудь интересный звук. Какой именно – решите в группе вместе. (Дети составляют пословицы и та группа которая готова – мяукает или мычит (кто что выбрал) и объясняет их смысл).
(На доске вывешиваются составленные детьми пословицы) (фото 3).
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей!»
«Человек без друзей – что дерево без корней»
«Не мил и свет, когда друга нет»
Спрашивайка:
- Молодцы! Все выполнили правильно!
- Еще раз посмотрите на пословицы и скажите, какая их общая тема? (дети: ДРУЖБА).
- Как вы, коллеги, понимаете слово «ДРУЖБА»?
- А что по этому поводу думаете вы, Данил Сергеевич? (ученик, который заранее к классному часу подготовил стихотворение наизусть)
Ученик:
Дружба – это теплый ветер.
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете.
Для души весенний пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой – не страшны ненастья.
С дружбой – жизнь весной полна. (Все аплодируют)
Спрашивайка:
- Замечательно! А вы знаете, есть такая интересная книга, в которой объясняется смысл разных слов. Называется эта книга – Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Словами из этой книги и можно обобщить все сказанное вами.
Читает:
«Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»
(Понятия вывешиваются напротив целей со стороны восклицательного знака)
- Итак, подведем итог, что же такое дружба?
- Мы ответили на вопрос, что такое дружба? (Да!)
V. Работа над понятием «Друг»
Спрашивайка:
- Какое прекрасное слово ДРУЖБА. Произнесите его.
- Что вы себе представляете, произнося это слово? (как люди дружат, представляем подругу, друга)
- Поднимите руки у кого из вас есть друг, подруга.
- Почему вы считаете их своими друзьями? (Когда люди дружат, они интересуют друг друга, доверяют друг другу, хотят быть вместе. Потому, что вместе им весело и интересно.)
Спрашивайка:
- Мне бы хотелось услышать ваше мнение, кто же такой ДРУГ?
Спрашивайка:
- Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе». В нем есть ответы на некоторые вопросы, которые нас интересуют. Для этого мы с вами перенесемся на минутку в концертный зал.
(Звучит музыка, во время звучания дети садятся на приготовленные стулья, как будто они на концерте)
Стихотворение наизусть читает ученик класса:
Что такое друг и дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно
Ну а всё же, что обозначает,
Это слово? Значит что оно?
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
VI. Работа над определением качеств друга
Спрашивайка:
- А какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать другом? Это надо выяснить.
- Подойдите к своим столам и возьмите синий конверт. В нем лежат лепестки цветка. На них написаны качества друга. Выберите из них только те, которыми на ваш взгляд, должен обладать друг и из этих лепестков составьте цветок ДРУЖБЫ. (на доске – цветок без лепестков. Дети выбирают лепестки с нужными качествами и крепят их к цветку на доске) (фото 4).
Спрашивайка:
- Какие качества вы не выбрали и почему?
- Посмотрите, коллеги, их хороших качеств друга получился очень красивый цветок. Вам нравится? (Да!)
- А какими из этих качеств обладаете вы?
Спрашивайка:
- Человек, который обладает такими качествами красив не только внешне, но и изнутри.
- А теперь, найдите и прочитайте подсказки о том, как поступает человек, обладающий такими качествами. (дети ищут развешанные подсказки по классу, находят и прочитывают их).
Карточки
- поможет в трудные минуты;
- выручит, когда ты окажешься в беде;
- тебя понимает лучше всех;
- поделится последним куском хлеба;
- ничего не пожалеет для тебя;
- которому можно рассказать все свои секреты.
Спрашивайка:
- Подведем итог. Так кто же такой друг? (На доске вывешиваются понятия со стороны восклицательного знака) (фото 5).
ДРУГ – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник и помощник кого-нибудь.
Спрашивайка:
- Коллеги, а кого или что еще можно назвать другом и почему? (Дети отвечают, что другом можно считать взрослых (родных и близких, учителя), книгу, животных, природу, потому…)
Спрашивайка:
- Мы ответили на вопрос кто такой ДРУГ?
- Выяснили, какими же качествами должен обладать друг?
- А теперь я предлагаю вам, тряхнуть стариной и вспомнить, кто из героев книг, мультфильмов и фильмов с кем дружит.
Викторина «Кто с кем дружит?»
(Читает Спрашивайка)
1. Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)
2. Доверчивый Буратино и … (Мальвина)
3. Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)
4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)
5. Забавный бурундучок Чип и… (Дейл)
6. Добрая Белоснежка и …(7 гномов)
Спрашивайка:
- Да уж… Мне за вами не успеть…Вы молодцы!
- Кто такой друг, настоящий друг мы с вами выяснили, но… Все это на словах. А как бы вы поступили в жизни, если бы…
VII. Решение проблемных жизненных ситуаций
Спрашивайка:
- Я предлагаю вам решить некоторые проблемные ситуации. Вот тут мы и посмотрим, какой вы друг. (Дети сидят на стульях)
Сценка – одинаковые.
(Исполняют заранее подготовленные ученики класса. Слова автора читает учитель)
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые. Обе учились только на пятерки.
- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
На неделе девочки писали контрольную работу по математике и Ирада получила «5», а Даша только «3».
Ирада прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Даша только тройку. Мы стали уже неодинаковые…
Мама внимательно посмотрела на Ираду. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!
Спрашивайка:
- Ответьте, за что мама осудила Ираду?
- Что бы вы сказали Ираде?
Ситуация № 2 (Читает Спрашивайка)
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ситуация №3 (Читает Спрашивайка)
- Твой друг предлагает тебе поиграть с его машинкой, если ты дашь ему взамен поиграть на своей приставке. Как вы поступите в данной ситуации?
Спрашивайка:
- Дружить надо не из-за чего-то, не из-за выгоды, а потому, что тебе близок этот человек, его интересы, да просто потому, что тебе с ним весело и интересно! Это и есть бескорыстная дружба!
- Ого, как пролетело время! Двери перемещения открылись. Теперь я могу отправить вас обратно в школу. Я вам очень благодарна за помощь! Мне было с вами очень интересно и вы во многом помогли мне разобраться. Может быть, когда-то вы и услышите обо мне! Надеюсь, что все, о чем мы с вами здесь узнали – вам пригодится в жизни! Удачи вам, коллеги!
VIII. Первичное закрепление.
Дети оказываются снова в классе.
Учитель:
- Ребята, где же вы были? Вы так внезапно исчезли! Я обегала всю школу в поисках вас! Скоро уже урок закончится, а я так и не успела с вами поговорить о дружбе… (Дети рассказывают о том, где они были и что узнали!)
Учитель:
- Ну, раз вы практически все уже знаете, мне остается только продолжить наше занятие.
- Вы уже знаете, что такое дружба, кто такой друг, какими качествами должен обладать друг. Нам остается только выяснить, какие же мы между собой друзья. Да и нужна ли нам вообще дружба?
- Подойдите к своим столам. Возьмите в руки желтый конверт. Я знаю, что у каждого из вас есть друг, подруга. Напишите его (её) имя на вырезанной из бумаги ладошке, пожелайте своему другу, подружке что-то доброе и хорошее и прикрепите ладошку к нашему большому сердцу доброты и дружбы. (На доске висит большое сердце).
(Дети пишут имена друзей и прикрепляют ладошки с именами на большое сердце, которое висит на доске)(фото 6).
Учитель:
- Послушайте, наше сердце ожило!!! (Слышится звук биения).
- Подойдите все ко мне. Возьмитесь за руки. А сейчас, давайте тихо хором скажем волшебные слова «Пусть желания исполнятся!» и с нашими друзьями случится все то хорошее, что мы им пожелаем!
(Дети хором повторяют слова, взявшись за руки)
Почувствуйте, как тоненькие нити дружбы оплетают всех нас. Самое главное – верить в дружбу!
Определение законов дружбы
Учитель:
- Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Учитель читает законы:
1. Не оставляйте друзей в беде, не подводите их, не предавайте, не обманывайте, не нарушайте своих обещаний.
2. Умей признать свои ошибки и помириться с другом.
3. Уважайте друг друга и помогайте друг другу.
4. Не обижай друзей и всех, кто вас окружает.
5. Выбирай друзей по душевным качествам, а не по одёжке.
6. Останови друга, если он делает что-то плохое.
7. Один за всех и все за одного
- Вы согласны с этими законами?
- Принимаем? (Да.)
(Законы вывешиваются на доску)(фото 7).
– Если вы будете выполнять эти правила и законы, то станете самыми настоящими друзьями.
IX. Итог занятия. Рефлексия
Учитель:
- Вам понравилось наше занятие?
- Что для полезного из этого занятия вы усвоили лично для себя?
- О чем бы вам хотелось рассказать дома?
- Наше занятие подошло к концу. Но на ваших столах остался последний конверт зеленого цвета. Подойдите к своим столам и откройте его. В нем много разных интересных деталей. Вам нужно составить из них портрет своего друга, на лице которого пусть отразится то настроение, которое сейчас у вас после нашего занятия. Я знаю, что вы для наших гостей и меня, приготовили сюрприз. Прошу.
(Дети поют песню о дружбе во время работы).
(Дети составляют портрет друга, дают ему имя и говорят, отчего на лице улыбка и вывешивают портрет на доску)(фото 8).
Учитель:
- Вы все молодцы! Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Я думаю, что наш классный час не прошел даром и наш класс станет еще дружнее и добрее! А еще я желаю вам хороших и верных друзей!
Так выглядит класс, после проведенного занятия (фото 9, 10, 11, 12).