Цель: создание на уроке условий для организации деятельности учащихся по знакомству и раскрытию сущности понятий «дружба», «друг».
Уровни усвоения:
формировать навыки дружелюбного общения, а также способности оценивать свое поведение, нести ответственность за свои поступки;
развитие умения аргументировать свою точку зрения.
Форма работы: разговор-рассуждение, игра, работа в группах
Оборудование: 4 конверта с заданиями для каждого этапа работы, пословицы, клей.
Весь классный час дети свободно передвигаются по классу. Для групповой работы заранее поставлены парты квадратом. Для обсуждений – поставлены полукругом стулья, стоит трибуна для выступлений. На столах лежат по 4 конверта разного цвета с заданиями, клей-карандаш, ручки.
Дети стоят рядом с учителем у доски.
Учитель: Ребята, к нам на классный час пришли гости. А мы гостям всегда - рады! (хором)
- Давайте поприветствуем дорогих гостей! С вами познакомить, я их хочу скорей!
- Вот видит, все улыбнулись, а значит, у всех появилось хорошее настроение!
- А теперь, с таким же хорошим настроением мы начнем наш классный час. Я думаю, что сегодняшнее занятие принесет всем нам только радость от общения друг с другом.
Учитель: О чем же мы сегодня будем вести разговор? Не догадываетесь? (нет)
- А ответ в загадке, которую я вам сейчас загадаю:
Разноцветные ворота
На лугу построил кто-то!
Постарался мастер тот!
Взял он красок для ворот
Не одну, не две, не три,
Целых семь, ты посмотри!
Как ворота эти звать? (радуга)
- Верно, ребята, радуга. Но у нас необычная радуга. Каждый цвет радуги что-то обозначает.
- Прочитав снизу вверх первую букву каждого слова, вы узнаете тему нашего классного часа.
- Так о чем мы сегодня будем говорить? (о дружбе)
В это время дети поворачиваются к гостям и учитель, стоя за их спинами, превращается с «Спрашивайку-отвечайку» - быстро одевает белый халат, очки, на шею вешает огромные бумажные часы. Разговаривать он должен шепелявя.
Спрашивайка: Ой! А вы кто? (ученики 1 «Б» класса)
- Как вы сюда попали? Вы вообще знаете, что это за место? (нет)
- Это исследовательский институт «Всезнайки»!!!
- Стоп. Неужели это я, по неосторожности задела свои часы времени и перемещения? Ну, конечно! Задела! Поэтому вы и оказались здесь.
- Что делать? Сразу отправить назад я вас не могу, должно пройти некоторое время, чтобы снова открылись ворота перемещения. Поэтому, вы здесь зависли!
- Я занимаюсь сейчас очень важным проектом! Я пытаюсь разобраться в таком понятии, как «Дружба». А раз вы здесь зависли, вам придется побыть моими коллегами и помочь мне в моих исследованиях! Согласны? (Да)
- Только уговор, если меня спросят, почему вы такие маленькие, я отвечу, что вы из страны Лилипутии.
- Кстати, меня зовут Спрашивайка-отвечайка! Потому, что я очень люблю спрашивать и отвечать! (На доске большие знаки вопроса и восклицательный. Спрашивайка-отвечайка их гладит)
- Так, а теперь мне нужно узнать ваши имена. (Спрашивайка водит руками над головами детей, как будто читает их мысли, и называет некоторых детей по и.о.)
- Итак, мы начинаем!
- Что бы вы хотели узнать, выяснить на сегодняшнем занятии?
- Все ваши ответы правильные. Действительно, сегодня мы с вами должны выяснить: (К знаку вопроса крепятся таблицы с поставленными)
Спрашивайка: О дружбе говорили во все времена. О ней много писали поэты, писатели, философы и ученые. Очень много о дружбе написано пословиц.
- А вы уже знаете, что в пословицах заключена народная мудрость. С некоторыми пословицами мы сейчас с вами и познакомимся.
Работа в группах
– Прошу, коллеги. Подойдите к своим рабочим местам. Возьмите красный конверт. В каждом конверте лежит пословица. Только по своей рассеянности, я эти пословицы разрезала ножницами. Вам нужно составить эти пословицы, прочитать и объяснить их смысл. Чья группа будет готова, не кричите «Мы готовы!», а издайте какой-нибудь интересный звук. Какой именно – решите в группе вместе. (Дети составляют пословицы и та группа которая готова – мяукает или мычит (кто что выбрал) и объясняет их смысл)
На доске вывешиваются составленные детьми пословицы:
Спрашивайка: Молодцы! Все выполнили правильно!
- Еще раз посмотрите на пословицы и скажите, какая их общая тема? (Дружба)
- Как вы, коллеги, понимаете слово «Дружба»?
- А что по этому поводу думаете вы, Данил Сергеевич? (ученик, который заранее к классному часу подготовил стихотворение наизусть)
Ученик:
Дружба – это теплый ветер.
Дружба – это светлый мир.
Дружба – солнце на рассвете.
Для души весенний пир.
Дружба – это только счастье.
Дружба у людей одна.
С дружбой – не страшны ненастья.
С дружбой – жизнь весной полна. (Все аплодируют)
Спрашивайка: Замечательно! А вы знаете, есть такая интересная книга, в которой объясняется смысл разных слов.
- Называется эта книга – Толковый словарь русского языка Сергея Ивановича Ожегова. Словами из этой книги и можно обобщить все сказанное вами. Читает: «Дружба – это близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов» (Понятия вывешиваются напротив целей со стороны восклицательного знака)
- Итак, подведем итог, что же такое дружба?
- Мы ответили на вопрос, что такое дружба? (Да!)
Спрашивайка: Какое прекрасное слово ДРУЖБА. Произнесите его.
- Что вы себе представляете, произнося это слово? (как люди дружат, представляем подругу, друга)
- Поднимите руки у кого из вас есть друг, подруга.
- Почему вы считаете их своими друзьями? (Когда люди дружат, они интересуют друг друга, доверяют друг другу, хотят быть вместе. Потому, что вместе
- Мне бы хотелось услышать ваше мнение, кто же такой ДРУГ?
- Я предлагаю вам послушать отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе». В нем есть ответы на некоторые вопросы, которые нас интересуют. Для этого мы с вами перенесемся на минутку в концертный зал. (Звучит музыка, во время звучания дети садятся на приготовленные стулья, как будто они на концерте)
Стихотворение наизусть читает ученик класса:
Что такое друг и дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно
Ну а всё же, что обозначает,
Это слово? Значит что оно?
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Спрашивайка: А какими качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать другом? Это надо выяснить.
- Подойдите к своим столам и возьмите синий конверт. В нем лежат лепестки цветка. На них написаны качества друга.
- Выберите из них только те, которыми на ваш взгляд, должен обладать друг и из этих лепестков составьте цветок ДРУЖБЫ. (на доске – цветок без лепестков. Дети выбирают лепестки с нужными качествами и крепят их к цветку на доске)
- Какие качества вы не выбрали и почему?
- Посмотрите, коллеги, их хороших качеств друга получился очень красивый цветок. Вам нравится? (Да!)
- А какими из этих качеств обладаете вы?
- Человек, который обладает такими качествами красив не только внешне, но и изнутри.
- А теперь, найдите и прочитайте подсказки о том, как поступает человек, обладающий такими качествами. (дети ищут развешанные подсказки по классу, находят и прочитывают их)
Карточки
Спрашивайка: Подведем итог. Так кто же такой друг? (На доске вывешиваются понятия со стороны восклицательного знака)
Друг – это человек, который связан с кем-нибудь дружбой, сторонник, защитник и помощник кого-нибудь
- Коллеги, а кого или что еще можно назвать другом и почему? (Дети отвечают, что другом можно считать взрослых (родных и близких, учителя), книгу, животных, природу, потому…)
- Мы ответили на вопрос кто такой Друг?
- Выяснили, какими же качествами должен обладать друг?
- А теперь я предлагаю вам, тряхнуть стариной и вспомнить, кто из героев книг, мультфильмов и фильмов с кем дружит.
Читает Спрашивайка:
- Да уж… Мне за вами не успеть…Вы молодцы!
- Кто такой друг, настоящий друг мы с вами выяснили, но…- Все это на словах. А как бы вы поступили в жизни, если бы…
Спрашивайка: Я предлагаю вам решить некоторые проблемные ситуации.
- Вот тут мы и посмотрим, какой вы друг. (Дети сидят на стульях)
Сценка "Одинаковые"
(Исполняют заранее подготовленные ученики класса. Слова автора читает учитель)
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые. Обе учились только на пятерки.
- Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.
На неделе девочки писали контрольную работу по математике и Ирада получила «5», а Даша только «3».
Ирада прибежала домой и похвасталась маме:
- Я получила по математике пять, а Даша только тройку. Мы стали уже неодинаковые…
Мама внимательно посмотрела на Ираду. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже…
- Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!
Спрашивайка: Ответьте, за что мама осудила Ираду?
- Что бы вы сказали Ираде?
Ситуация № 2
- Твой друг не сделал домашнее задание и просит твою тетрадь, чтобы его списать. Как бы вы поступили в данной ситуации?
Ситуация №3
- Твой друг предлагает тебе поиграть с его машинкой, если ты дашь ему взамен поиграть на своей приставке. Как вы поступите в данной ситуации?
- Дружить надо не из-за чего-то, не из-за выгоды, а потому, что тебе близок этот человек, его интересы, да просто потому, что тебе с ним весело и интересно! Это и есть бескорыстная дружба!
- Ого, как пролетело время! Двери перемещения открылись. Теперь я могу отправить вас обратно в школу. Я вам очень благодарна за помощь! Мне было с вами очень интересно и вы во многом помогли мне разобраться. Может быть, когда-то вы и услышите обо мне! Надеюсь, что все, о чем мы с вами здесь узнали – вам пригодится в жизни! Удачи вам, коллеги!
Дети оказываются снова в классе.
Учитель: Ребята, где же вы были? Вы так внезапно исчезли! Я обегала всю школу в поисках вас!
- Скоро уже урок закончится, а я так и не успела с вами поговорить о дружбе
- Ну, раз вы практически все уже знаете, мне остается только продолжить наше занятие.
- Вы уже знаете, что такое дружба, кто такой друг, какими качествами должен обладать друг. Нам остается только выяснить, какие же мы между собой друзья. Да и нужна ли нам вообще дружба?
- Подойдите к своим столам. Возьмите в руки желтый конверт. Я знаю, что у каждого из вас есть друг, подруга. Напишите его (её) имя на вырезанной из бумаги ладошке, пожелайте своему другу, подружке что-то доброе и хорошее и прикрепите ладошку к нашему большому сердцу доброты и дружбы. (На доске висит большое сердце. Дети пишут имена друзей и прикрепляют ладошки с именами на большое сердце, которое висит на доске)
- Послушайте, наше сердце ожило! (Слышится звук биения)
- Подойдите все ко мне. Возьмитесь за руки. А сейчас, давайте тихо хором скажем волшебные слова «Пусть желания исполнятся!» и с нашими друзьями случится все то хорошее, что мы им пожелаем! (Дети хором повторяют слова, взявшись за руки)
Почувствуйте, как тоненькие нити дружбы оплетают всех нас. Самое главное – верить в дружбу!
Учитель: Ребята, сейчас вы только учитесь дружить. А чтобы дружба была крепкой, нужно соблюдать законы. Существует много законов дружбы. Вот некоторые из них.
Учитель читает законы:
- Вы согласны с этими законами? Принимаем? (Да! Законы вывешиваются на доску)
– Если вы будете выполнять эти правила и законы, то станете самыми настоящими друзьями.
Учитель: Ребята, вам понравилось наше занятие?
- Что для полезного из этого занятия вы усвоили лично для себя?
- О чем бы вам хотелось рассказать дома?
- Наше занятие подошло к концу. Но на ваших столах остался последний конверт зеленого цвета. Подойдите к своим столам и откройте его.
- В нем много разных интересных деталей. Вам нужно составить из них портрет своего друга, на лице которого пусть отразится то настроение, которое сейчас у вас после нашего занятия.
- Я знаю, что вы для наших гостей и меня, приготовили сюрприз. Прошу. (Дети поют песню о дружбе во время работы. Составляют портрет друга, дают ему имя и говорят, отчего на лице улыбка и вывешивают портрет на доску)
- Вы все молодцы! Спасибо вам за работу и хорошее настроение. Я думаю, что наш классный час не прошел даром и наш класс станет еще дружнее и добрее! А еще я желаю вам хороших и верных друзей!