Цель: формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.
Задачи:
- Дети, наш классный час предлагаю начать с гимнастики мимики и жестов. (на фоне музыки).
- Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
- Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.
- Займите, пожалуйста, свои места.
- Тема сегодняшнего классного часа «Чем мне нравится сосед по парте?»
- Это тема, конечно же, связана с дружбой, со взаимоуважением товарищей по классу.
- А что, по-вашему, означают слова «дружба», «дружить»? (Ответы детей)
- Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей. Вы уже слышали много притч. Напомним, что такое притча?
Притча
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей. Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось.
Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья.
Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.
С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо, он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли жизнь его семьи.
- Кому понравилась эта притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться? Чему учит эта притча? (ответы детей)
- Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.
- Домашним заданием вам к классному часу было найти как можно больше пословиц о дружбе. Поднимите, пожалуйста, руки кто нашёл такие пословицы.
Возможные варианты:
- Я предлагаю вам продолжить работу в группах. (класс делится на три группы)
Каждая группа получает листок со словами: «Какое прекрасное слово - «дружба». Произносишь его и сразу вспоминаешь…» В течение 2- 3 минут работают в группе над продолжением высказывания. Заслушиваем высказывания детей.
- Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
Игра «Кто с кем дружит?»
Забавные бурундучки Чип и … |
(Дейл) |
Добрая Белоснежка и … |
(семь гномов) |
Прекрасная Русалочка и … |
(Най Себастьян) |
Забавный Вини Пух и … |
(Пятачок) |
Добрый Малыш и … |
(Карлсон) |
Доверчивый Буратино и … |
(Мальвина, Пьеро) |
Зелёный крокодил Гена и … |
(Чебурашка) |
- Да, даже в сказках дружба помогает справиться с любым делом.
- Посмотрите, какое огромное на доске сердце. Это наше с вами сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное.
- В это сердце, в которое вы опустите свою «руку дружбы» и произнесете слова только хорошие «Чем мне нравится сосед по парте?» (Дети выходят по одному к доске, прикладывают руку и говорят слова)
- Я надеюсь, что теперь мы будем более внимательно относиться друг к другу. Будем часто обращаться к нашему «классному сердцу». Будем стараться выполнять законы дружбы, которые в нём находятся, ведь мы же сами их издали.
- А знаете ли вы, что учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран?
- Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы.
Законы дружбы
1. Доверять другу.
2. Делиться новостями, успехами и неудачами.
3. Уметь хранить чужие секреты.
4.Радоваться вместе с другом его успехам.
5. Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи.
6. Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций.
7. Защищать друга.
8. Не критиковать друга в присутствии других людей.
9. Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания.
- Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили? В чём отличие? (ответы)
- А теперь давайте встанем в круг. Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту.
- Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Ребята, давайте жить дружно!»